Получи документы

Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до

Цыповская Светлана
Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап обучения в школе.

Публикация «Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Особая роль в повышении качества воспитательно-образовательного процесса принадлежит родителям. Они являются заинтересованными партнерами в деле воспитания, обучения и развития детей. Внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационных форм работы с семьями воспитанников позволяет привлечь внимание родителей к проблемам, решение которых требует всеобщего вмешательства (родители-дети-педагоги).

Тема опыта.

«Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».

Цель:

Поиск универсальных методов и приемов взаимодействия с родителями по обеспечению педагогического сотрудничества в условиях детского сада.

Задачи:

-установление эмоционального контакта между педагогами и родителями с целью определения интересов и потребностей родителей;

-выявление уровня их педагогической компетентности в вопросах по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.

-построение качественного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Актуальность, проблема массовой практики.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные. Поэтому нужно изучать опасности и способы защиты от них. Нужно сказать, что и сам человек является источником опасности. Опасности, создаваемые людьми, весьма разнообразны и относятся к социальным опасностям.

Тем самым особую актуальность приобретает работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах, в природе и быту начиная с дошкольного возраста. Именно в раннем детстве у ребенка закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Основная идея опыта.

Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать» (Гафнер В. В., электронный ресурс).

С целью обеспечения системного подхода к организации работы по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности, педагогическим коллективом была выдвинута основная идея по реализации данного направления. С 2015 года МДОУ «Детский сад №69» присвоен статус организации, работающей в инновационном направлении на тему : «Организация сетевого взаимодействия социально-коммуникативной направленности в рамках реализации модели «Детский сад - территория безопасности». Целью которого является поиск универсальных методов и технологий по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

В рамках инновационной деятельности детского сада было выделено направление по проблеме информирования и привлечения родителей к решению задач по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в условиях детского сада и созданию необходимых условий, обеспечивающих реализацию данного направления- что и стало идеей для моего педагогического опыта.

Анкетирование показало, что у родителей низкий уровень педагогической компетентности в вопросах по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников, что вызывало большое беспокойство.

Решением данной проблемы и стал поиск инновационных методов в работе с родителями воспитанников по привлечению их к данной проблеме.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155, подчеркивает необходимость формирования основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе.

В педагогических исследованиях многих отечественных ученых вопросы безопасности жизнедеятельности рассматривались как одно из преобладающих направлений (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, В. А. Левицкий, А. В. Гостюшин, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, и др.).

Данной проблемой занималась Старцева О. Ю., которая разработала пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». В пособии раскрываются основные аспекты программы по организации работы по профилактике ДДТТ в ДОУ. Представлены формы работы с педагогами, родителями и воспитанниками.

Одной из проблем, которой занималась Шарыгина Т. А., является проблема безопасности дошкольников. Она разработала ряд пособий (беседы, занятия) по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и другие. В пособиях представлены конспекты занятий, посвященных правилам безопасности. Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, загадками, вопросами и тестами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.

В научно- исследовательских трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, отражены вопросы формирования навыков безопасного у детей старшего дошкольного возраста. В пособии представлены разные формы взаимодействия детей и взрослых, направленных на формирование у дошкольников основ безопасного поведения на улице и осторожного обращения с опасными предметами.

Методическое пособие Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» является кладезем для педагогов дошкольных учреждений, так как в нем представлены теоретические основы проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и практические рекомендации к организации педагогического процесса, направленного на воспитание безопасного поведения дошкольников в быту.

Многообразие нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников и схему их классификации предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются такие нетрадиционные формы : информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Изучением потребностей семей, знакомством родителей с детским садом, и проблемой вовлечения их жизнь группы занималась Л. Свирская. В своем методическом пособии для работников дошкольного образования «Работа с семьей : необязательные инструкции» она предлагает конкретные практические рекомендации по проблемам взаимодействия родителей и детского сада, в том числе и нестандартные. такие как «Консультации- шпаргалки» для родителей, интересные объявления и многое другое.

Новизна, творческие находки автора.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников- рассматривается как взаимная деятельность взрослых, направленная на введение детей в познание мира безопасности. Сотрудничество с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Классификация нетрадиционных форм работы с родителями, которую предлагает Т. В. Кротова, проста и разнообразна, и многие из данных форм наше учреждение использует в работе.

Информационно-аналитические формы, изучающие интересы и запросы родителей, предполагают их проведение в виде опроса, тестов, анкетирования.

Одна из форм данной направленности - «Почтовый ящик», очень интересна и пользуется популярностью у родителей нашего учреждения.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Познавательные формы помогают в нетрадиционной форме оптимально донести информацию до родителей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном проведении являются наиболее привлекательными и продуктивными как для педагогов, родителей, так и с позиции контроля администрации за деятельностью педагогов- оценка применяемых ими методов и приемов сотрудничества.

Из всего многообразия инновационных и эффективных форм и методов работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников была выбрана такая форма, как семейный клуб.

Семейный клуб - универсальная форма работы, так как тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей по итогам анкетирования.

Новизна состоит в том, что данная формы работы позволяет оптимизировать вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, наиболее наглядно представить вниманию родителей опыт работы в определенном направлении, укрепить детско-родительские отношения.

В ФГОС ДО отмечено, в работе с родителями (законным представителям) «по воспитанию детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, должен иметь место дифференцированный подход, учитываться социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы».

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Семейный клуб «Вежливый пешеход», открытый на базе нашей организации, на протяжении нескольких лет продолжает свою работу. Программа клуба разработана в рамках инновационной деятельности МДОУ «Детский сад №69» и направлена на то, чтобы научить дошкольников ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Клуб имеет свою эмблему.

Как старший воспитатель, я занимаюсь организационной работой клуба. Руководителем клуба является Нуйкина Н. Г.

Целю семейного клуба «Вежливый пешеход» является: привлечь внимание родителей к актуальности проблемы формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

Для ее реализации решаются следующие задачи:

-формирование представление у дошкольников о безопасности дорожного движения,

-формирование компетенции родителей воспитанников в вопросах безопасного поведения на дорогах и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;

-знакомство с различными видами дорожного транспорта, их назначением, дать элементарное представление о том, чем опасен автомобиль.

Программа создана на основе принципов:

-последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

-преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

- деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

- дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

- возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах, с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Ежегодно разрабатываются для детей всех возрастных групп перспективный план работы, с учетом плана по образовательной области «Безопасность», в котором определяем цели и задачи для каждого возраста. Работа по данному направлению ведется постоянно, во все режимные моменты включаются разные формы работы с детьми, это «минутки безопасности», уроки ПДД, дидактические и подвижные игры, инсценировки сказок на новый лад, мультимедийные презентации.

Ежеквартально проходят заседания клуба с родителями в каждой возрастной группе:

Направления в работе с родителями по реализации программы :

1. Культурно – досуговое направление: организация совместных праздников, развлечений, досугов; организация фотоконкурсов и выставок совместных рисунков на заданные темы.

2. Образовательно-просветительское направление: консультации; семинары-практикумы; интегрированные занятия; психологические тренинги; практикумы; обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

В конце третьего квартала проводится итоговое заседание с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками клуба.

Заседания всегда проводятся с активным участием родителей и детей, проходят оживленно, весело, бурно.

За годы работы налажены тесные связи с УГИБДД МВД РМ. Представители данной организаций проводят совместные встречи с детьми, сотрудниками детского сада, родителями наших воспитанников, за что им огромное спасибо. Частыми гостями наших мероприятий бывают инспектора отдела пропаганды безопасности дорожного движения: Плешачкова Д. Ш., Сухарева Т. В., Аносова О. В. Дети с удовольствием беседуют с инспекторами, рассказывают о нарушениях родителями правил дорожного движения.

О результативности и эффективности данных мероприятий свидетельствуют многочисленные положительные высказывания участников в «Книге отзывов и предложений».

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения проводиться индивидуальная и коллективная работа с семьями воспитанников, с использованием различных методов и приемов : беседы, рекомендации, советы, анкетирование, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение и обсуждение художественных произведений и сказок, просмотр видеофильмов и мультипликационных фильмов тематического содержания, настольные, дидактические игры, тематические рассказы личного примера родителей, консультации, совместные игры с детьми, тематические смотры конкурсы рисунков и поделок, изготовление атрибутов.

Еженедельно в приемных комнатах групп обновляется информационно-просветительский материал по безопасности, на формирование у детей устойчивых знаний правил дорожного движения. Это- буклеты, памятки, папки-раскладушки, информационные альбомы. и многое другое.

Педагоги приглашают родителей на Дни открытых дверей и участие в показательных занятиях и совместных мероприятиях.

Целенаправленная, систематическая и последовательная работа в совместной деятельности взрослых и детей по воспитанию основ безопасного поведения способствует переносу теоретических знаний и умений в практику, и предполагает накопление ими определенного практического опыта.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Обучение детей и родителей безопасному поведению, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – является неотъемлемой частью и естественным компонентом воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения и рассматривается, как одна из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста.

В перспективных планах по социально-коммуникативному направлению во всех возрастных группах блоки «Безопасность» и «Социализация» выделены как непосредственная организованная образовательная деятельность. Так же работа по данным направлениям организуется педагогами в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

На протяжении нескольких лет семейный клуб «Вежливый пешеход» пользуется популярностью у родителей и принимается ими только с положительной стороны.

По результатам опроса всегда получаем высокую оценку своей деятельности в рамках работы клуба со стороны родителей.

Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

Результатом своей работы мы считаем сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребенку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее. Многие семьи встречаются и вне детского сада, их связывают общие интересы детей, их заботы, тревоги и радости.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов детских садов. Так как культуру поведения на дорогах города необходимо начинать воспитывать у маленьких граждан как можно раньше, закладывать фундамент знаний и практических умений. Воспитательную работу с детьми по безопасности следует проводить обязательно совместно с родителями.

Однако остается проблемой - привлечение родителей к участию в образовательном процессе, в связи с их занятостью на работе. Поэтому, организуя заседания в учреждении, учитываются нюансы и времени проведения мероприятий в соответствии с запросами родителей.

На первоначальном этапе работы - установление доверительных отношений с родителями, объединение их по интересам, воспитание потребности в общении- было приоритетной проблемой. Но, осознав серьезность в решении проблемы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников, родители стали активнее и проявили заинтересованность в данном вопросе.

В нашем учреждении ежегодно проводятся анкетирования родителей «Удовлетворённость родителей качеством работы детского сада», «Эффективность работы семейного клуба «Вежливый пешеход», где один из вопросов - о необходимости формирования у детей навыков безопасного поведения, на который родители стопроцентно дают положительный ответ.

Результаты анкетирования оценке удовлетворённости родителей качеством работы семейного клуба в ДОУ за 2017-2018 год:

высокая степень – 89%;

удовлетворительная степень – 11%;

низкая степень– 0%.

Анкетирование родителей проводится с целью выявления социального заказа родителей, затруднений родителей в воспитании детей, мониторинга качества оказания образовательных услуг, определения творческого потенциала родителей.

Работая в тесном контакте с родителями по вопросам безопасности, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №69» уверен, что наши воспитанники, используя весь багаж знаний, будут строго соблюдать правила дорожного движения.

Плодотворное сотрудничество с родителями помогает нам, педагогам, в решении поставленных задач по формированию навыков безопасности жизнедеятельности детей, а нашим воспитанникам правильно вести себя на дороге и в окружающей нас действительности.

Об эффективности проводимой работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма свидетельствуют:

- возникновение интереса к проблеме и активное участие родителей в воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ;

- обмен семейным опытом (из личных примеров);

- увеличение количества вопросов по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников;

- повышение их компетентности и активности при анализе педагогических ситуаций, решении педагогических задач;

Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников способствует повышению эффективности работы с родителями. Считаю, что педагогический опыт внедрения инновационных форм и методов работы с родителями по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников ведется продуктивно, и его можно рекомендовать другим педагогам и дошкольным организациям.

Внося разнообразные новые технологии, методы и приёмы в программу семейного клуба каждая организация, при соблюдении необходимых условиях, сможет успешно реализовать его в своей деятельности по любому из выбранных направлений.

Публикации по теме:

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.

Инновационные методы и формы работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту и социуме. ЛэпбукИнновационные методы и формы работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту и социуме. Лэпбук Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме". В настоящий момент.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Формы работы с родителями в условиях ФГОСФормы работы с родителями в условиях ФГОС ОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольное детство – это очень короткий период в жизни человека, всего пять.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда Михайловна Автор современных методик по семейному воспитанию, педагог-новатор, отличник.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Никто не учит маленького.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС  Консультация для педагогов Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 17:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД