МААМ-картинки

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников

Юлия Калинкина
Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников

Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского муниципального района в количестве 20 человек.

Эксперимент включал три этапа.

1. Выявление уровня сформированности литературного развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Проведение формирующего эксперимента.

Публикация «Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников» размещена в разделах

3. Проведение контрольного эксперимента на выявление литературного развития младших дошкольников в процессе использования произведений мордовских писателей.

Уровень знаний о сказочных героях литературных произведений у младших дошкольников

ФИ ребенка Название героев Всего баллов

1 2 3 4

Экспериментальная группа

Кирилл П. 1 0 1 0 2

Настя Г. 0 0 0 0 0

Маша В. 1 1 1 0 3

Сергей И. 1 0 0 0 1

Никита Д. 1 0 1 0 2

Юля Ш. 1 0 1 0 2

Петя К. 0 1 0 0 1

Лена Л. 1 0 0 0 1

Лиля З. 1 0 1 0 2

Дима Н. 1 1 0 0 1

Сева Т. 1 0 0 0 1

Контрольная группа

Ирина У. 0 0 0 0 0

Саша Д. 1 0 1 0 2

Галя Р. 1 0 1 1 3

Рома Н. 0 1 0 0 1

Лариса Е. 1 0 0 0 1

Катя Г. 1 0 0 0 1

Света К. 0 0 0 1 1

Леша Б. 1 0 0 0 1

Дима Ч. 1 0 0 0 1

Сергей П. 1 0 0 0 1

Лера К. 0 0 0 0 1

Результаты обследования по I блоку сопоставлялись с показателями выделенных уровней литературного развития младших дошкольников. Таким образом, по первому диагностическому блоку было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной групп представления о сказочных героях на низком уровне («Куйгорож», «Ведява», «Варда», «Вирява»). Дети испытывали трудности при выполнении такого рода заданий.

Итак, уровень знаний о сказочных героях у детей экспериментальной группы составил: 10% - высокий уровень, 40 % - средний; 50 % - низкий; у детей контрольной группы: 10% - высокий, 30% - средний, 60% - низкий уровень.

II диагностический блок «Назови сказку без подсказки»

Цель: выявление знаний о сказках у детей второй младшей группы.

Детям предлагались картинки из мордовских сказок, рассказов мордовских писателей «Луна и солнышко», «Солнце на ниточке», «Веточка» Я. Пинясова, «Андрюшка» Т. Тимохина, «Лягушки-попрыгушки» Ф. Бобылев. За правильный ответ ребенок получал 1 балл. Результаты отражены в таблице 4.

Уровень представлений о сказках у детей младшего дошкольного возраста

ФИ ребенка Название сказок Количество баллов

1 2 3 4 5

Экспериментальная группа

Кирилл П. 1 0 1 0 1 3

Настя Г. 1 0 1 1 0 3

Маша В. 1 1 0 1 0 3

Сергей И. 1 0 0 0 0 1

Никита Д. 1 1 1 0 0 3

Юля Ш. 1 0 1 0 0 2

Петя К. 1 0 0 1 0 2

Лена Л. 0 1 0 0 0 1

Лиля З. 1 0 0 0 0 1

Дима Н. 1 0 0 0 1 2

Сева Т. 0 0 0 1 1 2

Контрольная группа 1 0 0 0 1

Ирина У. 1 0 1 1 0 1

Саша Д. 1 0 0 1 1 3

Галя Р. 1 1 1 0 0 3

Рома Н. 1 0 0 0 0 1

Лариса Е. 1 0 1 0 1 3

Катя Г. 1 0 0 0 1 2

Света К. 0 1 0 1 1 3

Леша Б. 1 0 0 0 1 2

Дима Ч. 1 0 0 0 0 1

Сергей П. 1 0 0 0 1 2

Лера К. 0 0 0 0 1 1

Результаты по второму диагностическому блоку: у 40% детей экспериментальной группы выявлен средний уровень представлений о художественных произведениях, у 60 % - низкий уровень; у 40 % детей контрольной группы – средний уровень, у 60% - низкий уровень.

Результаты наблюдения при чтении художественных произведений

Имя ребенка Проявляет интерес к книгам, иллюстрациям Слушает читаемые произведения Подговаривает слова, фразы при чтении произведения Читает небольшие стихи Имеет активный словарный запас

Экспериментальная группа

Кирилл П. + + - + +

Настя Г. + - - + -

Маша В. + + + - +

Сергей И. + + - + -

Никита Д. + + + - +

Юля Ш. + + - + +

Петя К. - + + - -

Лена Л. + + - - -

Лиля З. + + - - -

Дима Н. + + - + +

Сева Т. + + - - -

Контрольная группа

Ирина У. + + - - -

Саша Д. + + + - +

Галя Р. + + + + +

Рома Н. + + - - -

Лариса Е. + + + - -

Катя Г. + + + - +

Света К. + + + + +

Леша Б. + + + - +

Дима Ч. - + - - -

Сергей П. + + - - -

Лера К. + - - - +

Таким образом, при проведении наблюдения за детьми при чтении художественной литературы, мы выявили у 5 детей экспериментальной группы (50% - Настя Г., Сергей И., Петя К., Сева Т., Лена Л.) и 6 детей контрольной группы (60% - Лера К., Сергей П., Дима Ч., Леша Б., Лариса Е., Ирина У.) низкий уровень литературного развития : дети невнимательно слушали небольшие рассказы, сказки, потешки, отвлекались. При совместном с педагогом рассматривании иллюстраций в книге, затрудняются отвечать на вопросы воспитателя. Не запоминали короткие по содержанию сказки, стихи, потешки. Речь детей невнятна или отсутствует.

У 5 детей экспериментальной группы (50% - Кирилл П., Маша В., Никита Д., Юля Ш., Дима Н.) и 4 ребенка контрольной группы (40% - Галя Р., Саша Д., Катя Г., Света К.) выявлен средний уровень литературного развития : дети слушают небольшие сказки, потешки, рассказы с наглядным сопровождением. Сопереживают героям сказки, радуются встрече со знакомыми персонажами. Рассматривают иллюстрации в книге при ответе на вопрос воспитателя требуют помощи. Говорят односложными предложениями или одним словом. Речь понятна. Пытаются общаться друг с другом и взрослыми при помощи речи.

2. Цель формирующего этапа эксперимента – разработать и апробировать методическую систему литературного развития младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей.

При проведении формирующего этапа эксперимента мы использовали следующие формы организации образовательной области «Чтение художественной литературы» :

1) непосредственно образовательная деятельность :

– чтение;

– коммуникативная деятельность;

– познавательная деятельность;

– игровая деятельность;

– продуктивная деятельность;

2) образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с произведениями мордовских писателей

во второй младшей группе

№ п/п Тема НОД Программное содержание

1 Чтение наизусть стихотворений «Колыбельная», «Корова»

П. Макшанцева учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение;

2 Чтение стихотворений

Ф. Бобылева продолжить расширять и углублять знания детей о мордовских писателях;

3 Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки. уточнять представления детей о загадках; познакомить с жанром потешки; помочь запомнить потешку «Сорока»

4 Чтение рассказа Л. Земсковой «Луна и солнышко» упражнять детей в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой;

5 Чтение рассказов Ф. Бобылева «Любознательный еж», «Хвастливый мухомор» познакомить детей с литературным произведением мордовского писателя Ф. Бобылева и вызвать к нему интерес;

6 Заучивание стихотворения

Ф. Бобылева «Листопад» учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение;

7 Рассказывание мордовской народной сказки «Лиса и Медведь» учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

Задачи.

– пробуждать у детей желание слушать сказки, художественные произведения мордовских авторов;

– развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Использование произведений мордовских писателей в непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов повлияла на литературное развитие младших дошкольников. В своей речи дети начали использовать активный словарь мордовских сказок, рассказов; появился интерес к чтению небольших стихов; самостоятельно воспроизводить тексты коротких мордовских сказок и рассказов. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

В конце исследования был проведен контрольный эксперимент.

Цель контрольного этапа эксперимента – выявить динамику литературного развития детей младшего дошкольного возраста и определить эффективность апробированного комплекса непосредственно образовательной деятельности с использованием произведений мордовских писателей, направленного на литературное развитие младших дошкольников.

Результаты наблюдения при чтении художественных произведений

Имя ребенка Проявляет интерес к книгам, иллюстрациям Слушает читаемые произведения Подговаривает слова, фразы при чтении произведения Читает небольшие стихи Имеет активный словарный запас

Экспериментальная группа

Кирилл П. + + + + +

Настя Г. + + + + +

Маша В. + + + - +

Сергей И. + + + + -

Никита Д. + + + - +

Юля Ш. + + + + +

Петя К. + + + + -

Лена Л. + + + - -

Лиля З. + + + + -

Дима Н. + + + + -

Сева Т. + + - - -

Контрольная группа

Ирина У. + + - - -

Саша Д. + + + - +

Галя Р. + + + + +

Рома Н. + + - - -

Лариса Е. + + + - -

Катя Г. + + + - +

Света К. + + + + +

Леша Б. + + + - +

Дима Ч. - + - - -

Сергей П. + + - - -

Лера К. + - - - +

Уровень литературного образования детей младшего дошкольного возраста

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

констатирующий контрольный констатирующий контрольный

Высокий - 30% - -

Средний 50% 60% 60% 60%

Низкий 50% 10% 40% 40%

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь»Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь» 19 сентября 2014 года на базе МБОУ «СОШ №1» города Энгельса состоялся гала-концерт II муниципального фестиваля-конкурса художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2015 в 10:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД