Исследовательская деятельность в старшей группе «В мире наших эмоций»

Елена Семёнова
Исследовательская деятельность в старшей группе «В мире наших эмоций»

Цели: расширить представления детей об эмоциях радости, удивления, грусти, гнева; формировать умение распознавать эмоциональное состояние по схемам, мимике, жестам, голосу, интонации; совершенствовать коммуникативные навыки; развивать эмоциональный мир детей, воображение, умение передавать своё эмоциональное состояние, выразительность речи и движений, творческие способности; воспитывать доброжелательность, сочувствие, внимательное отношение к чувствам окружающих.

Оборудование: пиктограммы с изображениями эмоций; изображение весёлой девочки, пластиковые прозрачные стаканчики с чистой водой, трубочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звёздочки-пайетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир наших эмоций. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение весёлой девочки).

Как вы думаете, какое настроение у этой девочки? Как вы это поняли? Попробуйте изобразить радость на своём лице. А вот как можно нарисовать схему изображения радости (демонстрируется пиктограмма «радость»). Как выглядит лицо радостного человека? Вспомните, когда у вас было такое настроение?

Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»:

…Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя…

Какими словами можно описать настроение Мойдодыра? Давайте рассмотрим схему изображения злости (демонстрируется пиктограмма «злость»).

Расскажите, что вы увидели? Изобразите эту эмоцию на своём лице. А вы когда-нибудь злились? Из-за чего это случалось? Как вы думаете, приятно ли общаться с сердитым, злым человеком? Много ли друзей у таких людей?

Упражнение «Уходи, злость, уходи!». Я предлагаю прогнать от нас это настроение. Давайте вместе скажем: «Уходи, злость, уходи!» Можете при этом постучать ногами по полу.

Воспитатель: Представьте себе, что к нам в окно влетел Карлсон. Что с нами произойдёт? Покажите, как вы удивитесь. Посмотрите на схему «удивление». Что происходит с нашими лицами, когда мы удивляемся? Как вы думаете, удивление будет длиться долго, или же оно мгновенно возникает и быстро исчезает?

Упражнение «Лёгкое прикосновение». Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим это прикосновение по кругу.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки: «…Проглотил волк шестерых козлят, пошёл в лес, лёг под куст, да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стёкла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза громко плакать, рыдать…»

Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя домой, не увидела своих козлятушек? Посмотрите на пиктограмму, изображающую грусть. Как выглядит грустный человек?

Воспитатель: Как же можно узнать, какое настроение у человека? Наше эмоциональное состояние можно определить не только по выражению лица, но и по голосу, интонации.

Игра «Повтори фразу». А сейчас мы поиграем в игру, где нужно будет с различными настроениями произносить русскую потешку:

Во саду-садочке

Выросла малинка.

(Дети по очереди повторяют потешку по-разному: с радостью, удивлённо, злобно, грустно.)

Воспитатель: А ещё состояние человека можно определить по его движениям, позе.

Игра «Море волнуется раз…» Давайте перечислим все настроения, о которых мы говорили. Ведущий будет загадывать одну из этих эмоций, а лучшая фигура будет становится новым ведущим. (Выбирается ведущий.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.

Когда мы спокойны, всем довольны, наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает радостным и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает блёстки в стакан и трубочкой размешивает их). Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного звёздочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блёстки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. Смотрите, как весело сверкают звёздочки! У вас получились замечательные весёлые салюты!

- Как вы думаете, на что похожа радость, какого она цвета? (Желтого, оранжевого).

Но бывает, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мы грустим. С каким цветом можно сравнить наше настроение? Наши мысли похожи на тёмную, мутную воду (Опускает чёрную краску в свой стакан). Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как нам вернуть веселье?

- Как вы думаете, что может вас развеселить и сделать радостными? Пусть каждый придумает свой способ (Дети называют способ, бросая в стаканчики по одной блёстке). Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям.

А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. Давайте опустим кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.

- Какого цвета стала вода? Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. (Воспитатель выдувает воздух в воду, образуя пузыри). Попробуйте и вы сделать так же.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства?

Вы говорили, что веселье и радость похожи на желтый цвет. Давайте попробуем добавить в наши стаканы желтой краски и посмотрим, как будет меняться цвет злости.

- Какого цвета у вас получилась вода?

Вот как нам удалось справиться со злостью в наших стаканчиках. И наше настроение опять стало весёлым.

А сейчас вспомните, пожалуйста, все настроения, с которыми мы сегодня познакомились. Каждый может обидеться или рассердиться на кого-нибудь. Но нужно не забывать, что неприятные чувства не должны быть долго внутри человека. Я желаю вам никогда не терять весёлое настроение и хочу, чтобы вы были всегда радостными, поменьше огорчались и никогда не сердились.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Придумай портрет» В игре могут принимать участие не более 8 человек. Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в старшей группе «В мире наших эмоций»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 23:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...