МААМ-картинки

Исследовательская работа «Старая церковь»

ирина поромова
Исследовательская работа «Старая церковь»

Исследовательская работа

Вид исследования : теоретический

Название исследовательской работы

«Старая церковь»

Работу выполнила :

Селезнева Екатерина Дмитриевна

ученица 4 «Г» класса

МБОУ СШ №95

Руководитель:

Поромова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 95

г. Архангельск

2016 год

Оглавление

1 Введение___ 3

2 Основная часть___ 3

2.1. Посёлок Лявля___ 3

Публикация «Исследовательская работа „Старая церковь“» размещена в разделах

2.2. Консультация работника библиотеки Хрушевой Надежды Федоровны___

4

2.3. Ответ из Антониево – Сийского монастыря___ 4

2.4. Шатровая церковь рубленая восьмериком___ 5

2.5. Отличие церквей___ 5

2.6. Разговор со служителем Успенской церкви отцом Кириллом___

5

3 Заключение___ 6

4 Литература___ 6

Приложения

1. Введение

Мой папа родом из села Лявля, что находится на правом берегу реки Северная Двина в 35 километрах от Архангельска. Там до сих пор проживают многие его родственники, и поэтому мы часто всей семьей ездим к ним в гости. Подъезжая к Лявле, издали можно увидеть купола двух церквей. Они возвышаются над всем селом. Необычное сочетание строений из дерева и камня. Удивляет то, что в какую бы сторону ты не шел, взгляд падает на две эти церкви. Присмотревшись, я заметила, что деревянная церковь на фоне каменной смотрится очень ветхой и непримечательной. И у меня возник вопрос, почему эту старую деревянную церковь не сносят, если рядом большая каменная.

Тема исследования : «Старая церковь».

Цель исследования : изучение строения старой деревянной церкви в Лявле.

Задачи исследования :

- узнать способ постройки лявлинской церкви;

- собрать информацию и составить представление о значимости церкви;

- выяснить представляет ли церковь историческую ценность.

Объект исследования : восьмериковые церкви.

Предмет исследования : особенности строения восьмериковых церквей.

Гипотеза исследования : я предполагаю, что лявлинская деревянная церковь имеет необычное строение и этим представляет собой историческую ценность.

Методы исследования :

1) изучение литературы;

2) поиск информации в интернете;

3) консультация работника библиотеки села Лявля и экскурсовода музея «Малые Корелы».

2. Основная часть

2.1. Поселок Лявля

Из рассказов папы я знаю, что сначала появились деревни Зачапино, Ершовка, Бор, Хорьково, позднее Новинки, которые позже стали называться одним словом Лявля. Людей всегда привлекало то, что в лесах водится много зверей, река богата рыбой, земля дает хорошие урожаи. Поэтому Лявля обживалась очень быстро. На самом высоком месте - крутом яру был построен храм, который объединял все близлежащие деревни и служил маяком. Так же папа мне говорил, что еще здесь был монастырь. Мне стало интересно, может эти церкви, которые мы видим сейчас, принадлежали монастырю? И мы с папой пошли в дом культуры, где находится сельская библиотека, чтобы больше обо всем этом узнать.

2.2. Консультация работника библиотеки Хрушевой Надежды Федоровны

В библиотеке работает Хрушева Надежда Федоровна. От нее мы узнали, что действительно, в 14 веке здесь был основан Успенский мужской Лявлин монастырь, который имел два храма Успенский и Никольский. Монастырь являлся центром духовной жизни. В нем хранились ценные богато украшенные церковные книги. А так же монастырь являлся приютом для престарелых и обездоленных (бездомных) людей. Принадлежал он более крупному монастырю - Антониево- Сийскому. Надежда Федоровна сказала, что слышала о пергаментных грамотах, которые подтверждают факт существования монастыря в Лявле. Они должны сейчас находиться в архиве Антониева – Сийского монастыря. Куда мы вместе с Надеждой Федоровной сделали запрос. И вскоре получили ответ.

2.3. Ответ из архива Антониево – Сийского монастыря

В 1923 году по решению архангельского губисполкома Антониево – Сийский монастырь был закрыт, его территория использовалась под нужды коллективного хозяйства (колхоза). Позже здесь находился дом отдыха работников лесной промышленности. С 1970 года пионерский лагерь «Автомибилист». Монастырь вновь был передан Русской Православной Церкви в июне 1992 года и располагает только современным архивом с 1992 года по настоящее время. Весь дореволюционный архив, в том числе и пергаментные грамоты, подтверждающие факт существования мужского Лявлиного монастыря находятся в Государственном Архиве Архангельской области. По адресу улица Шубина, дом 1.

Александр Юрьевич Карушев

помощник настоятеля

Антониево – Сийского

монастыря

по связям с общественностью.

При пожаре в 1580 году первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая ныне церковь была построена в 1584 году. Около 200 лет в нее приходили люди. Затем богослужения в ней прекратились из-за ее ветхости. В 1844 году эту шатровую церковь рубленую восьмериком посетил Архангельский военный губернатор Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать церковь. После возобновления храм был переосвещен из Успенского в Никольский, так как в 1804 году на деньги купца Андрея Харитонова была построена каменная Успенская церковь, потому что старая была не пригодна. В 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов 20 века Никольский храм передали музею деревянного зодчества «Малые Корелы».

Теперь я знаю, что эти церкви принадлежали Лявлиному монастырю, о котором говорил мне папа. Но не ясными для меня оставались слова: шатровая церковь рубленая восьмериком. Библиотекарь сказала мне, что в этом уникальность церкви. Существует такой способ постройки, когда у здания не 4 стены, 8. Значит, моя гипотеза о том, что старую церковь не сносят из-за ее необычного строения, начинает подтверждаться. За более подробной информацией мы обратились в музей «Малые Корелы», которому принадлежит сейчас старая Никольская церковь.

2.4. Шатровая церковь рубленая восьмериком

Приехав в музей «Малые Корелы», мы прошлись по его территории. Мое внимание привлекла Георгиевская церковь из села Вершина Архангельской области. (17 век) Эта церковь, как и все экспонаты музея, сделана из дерева, но ее форма была не такая как у других построек, а такая как у Никольской церкови в Лявле, у не было также 8 стен. В экскурсионном отделе музея «Малые Корелы» нас встретила экскурсовод Ольга Евгеньева Жданова. Я попросила рассказать её, почему у всех экспонатов музея по 4 стены, а у Георгиевской церкви 8 стен?

Ольга Евгеньевна рассказала, что, раньше бревна для домов рубили топором, называется это сруб. Бревна укладывали в прямоугольник, каждый ряд составлял венец. Щели между рядами прокладывали мхом (мшили). Точно так же строили и храмы. Сруб, по другому назывался клеть, покрывался главой с крестом. Такой тип храма носил называние клетского. Церкви простого типа обычно состояли из трех срубов (клетей). Большого, центрального – для самой церкви и двух меньших – для сеней на запад и алтаря на восток. Эти церкви были очень маленькие, потому, что сруб был в длину бревна. Поэтому позже стали строить другим способом – восьмериком. Длина бревен сохранялась, но увеличивалось количество стен, бревна укладывались не четырехугольником, а восьмиугольником. Это значительно позволяло увеличить площадь церкви и сохранить длину бревна. Но так как работали только топором, работа была трудоемкой, поэтому продолжали строить церкви, укладывая бревна четырехугольником. В Архангельской области остались только две церкви, построенные восьмериком. Это Георгиевская церковь в музее «Малые Корелы» и Никольская церковь в посёлке Лявля. Поэтому обе из них представляют историческую ценность. Мне захотелось ещё больше узнать о них.

2.5. Отличие церквей

Если внимательно посмотреть на две этих церкви, то можно заметить, что купола – главы у этих церквей абсолютно разные. Я заинтересовалась, почему так. Где же как не в соседней действующей Успенской церкви в Лявле, я смогу об этом узнать. Мы отправились именно туда. У нас состоялся разговор с батюшкой Кириллом.

2.6. Разговор со служителем Успенской церкви отцом Кириллом

Отец Кирилл нам рассказал, что шатры этих церквей являются продолжением сруба, бревна рублены в «реж», т. е. с просветами. Венчают или покрывают эти срубы - главы, которые крепятся на барабане или, как еще их называют шее. Хотя обе церкви имеют одинаковую восьмериковую форму сруба и шатра, но шеи и главы у них разные. Никольская церковь в Лявле является цельной срубной конструкцией, от основания до креста она имеет восьмериковую граненую форму. Построена она в 16 веке, а позже в 17 веке восьмериковые шатровые церкви покрывались (венчались) уже округлыми головами на таких же округлых шеях. Георгиевской церковь в «Малых Карелах» является таким примером. Она построена в 1672 году, а это 17 век. Отец Кирилл нам сообщил, что лявлинская шатровая церковь рубленая восьмериком осталась единственной в России.

Таким образом, моя гипотеза, что старая деревянная церковь в Лявле имеет необычное строение, и этим представляет собой историческую ценность, подтвердилась.

3. Заключение

В процессе исследовательской деятельности я многое узнала о русском деревянном зодчестве. Северянам есть чем гордиться. И эти замечательные творения предков не оставят людей равнодушными. Эти храмы, как стволы могучих деревьев, уходят корнями в прошлое.

Я и предположить не могла, насколько уникальна лявлинская Никольская церковь. Она ведь единственная во всей России.

4. Литература

1. Интернет – сайт ru.wikipedia.org

2. Бутаков В., «Время былое» // Архангельск, тираж 3 экземпляра, частная типография 2005.

3. Бутаков В., «Земля родная» // Архангельск, тираж 3 экземпляра, частная типография 2002.

4. Газета «Ленинский завет» от 01.08.1991 г, от 06.08.1991.

5. Ежемесячная газета «Мир Православия» от 01.09.2012.

6. Куратов А. А., «Памятники Архангельского Севера (сборник)»// Архангельск, Северо-западное книжное издание, 1991.

Публикации по теме:

Детская исследовательская работаДетская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.

Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?» Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома Липнишковский детский сад-средняя школа БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?.

Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки» Муниципальное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная общеобразовательная школа Ульяновской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Исследовательская работа «По дороге с облаками» Исследовательская работа По дороге с облаками Исполнитель: Фармагей Антон Николаевич Руководитель: Бабичева Елена Леонидовна МАДОУ «Волшебница»,.

Исследовательская работа «Северный лимон» Исследовательская работа Вид исследования: экспериментальный Название исследовательской работы «Северный лимон» Работу выполнила:.

Исследовательская работа «Волшебница соль» Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, надеюсь, что эта информация будет Вам полезна. (С этой исследовательской.

Исследовательская работа «Вредна ли пыль?» Моя мама очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему – то, как только мама начинает протирать пыль, я начинаю чихать.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Свойства воды» Секция: естествознание (неживая природа) Исследовательская работа на тему: «Свойства воды» Автор: Безгодова Виолетта Воспитанница.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Старая церковь»
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 19:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД