Папки-передвижки

Исследовательско-творческий проект «Сказочный мир кристаллов»

Мария Кривякина
Исследовательско-творческий проект «Сказочный мир кристаллов»

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Важными чертами детей дошкольного возраста являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, стремление к исследовательской деятельности. И мы, как педагоги, стремимся помочь дошкольникам сохранить эту активность, используя в работе с детьми экспериментальную деятельность.

Публикация «Исследовательско-творческий проект „Сказочный мир кристаллов“» размещена в разделах

Наша группа комбинированного типа, одна треть ребятишек – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Использование таких форм работы, как опыты и эксперименты, представляют собой весьма эффективный способ развития познавательной активности детей с ОВЗ.

Во время прогулки, мы с ребятами бесконечно долго любовались красивыми деревьями, покрытыми инеем, морозными узорами на окнах домов и рассматривали снежинки, которые падают на нас с неба. А знаете ли вы, что это кристаллы. Дети были очень удивлены. Они слышали слово кристалл, но всегда думали, что это такие камни.

Мы рассказали детям, что все камни - это кристаллы, причем не только яркие и блестящие драгоценные камни (алмазы, рубины, сапфиры, но и обычные, из которых состоят горы, скалы, ущелья и пещеры. Рассказали, что существуют даже кристаллы, которые можно съесть! Это соль и сахар, которые имеются на каждой кухне.

Значит, кристаллы можно вырастить самим, сделали вывод дети. Их очень заинтересовала эта тема.

И сегодня, мы представляем вашему вниманию исследовательско-творческий проект «Сказочный мир кристаллов», который направлен на создание педагогических условий для развития познавательных и творческих способностей детей посредством изучения «мира кристаллов» и способов их выращивания.

На первом этапе проекта мы поставили перед собой ряд задач, вместе с детьми и их родителями приступили к изучению литературы. Теперь в нашей группе есть и энциклопедии, и сборники научно-исследовательских фильмов. Собрав нужную нам информацию, мы оформили ее в познавательные альбомы, такие как:

«История кристаллов»;

«Что такое кристаллы»;

«Разнообразие кристаллов»

«Способы образования кристаллов в природе»;

«Способы выращивания кристаллов»;

«Кристаллы рядом с нами»

И вот настал самый долгожданный этап, мы приступили к эксперименту по выращиванию кристаллов.

Первыми нашими выращенными кристаллами были кристаллы из соли. Для этого мы растворили в воде соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, и начнет оседать на дно банки. Так у нас получился насыщенный раствор соли. Процедили его, перелили его в чистую ёмкость. Поставили раствор на полочку и начали наблюдать. Через два дня у нас появилась основа для кристалла.

Затем, мы выбрали самый крупный кристаллик, для основы, привязали его за нитку, подвесили так, чтобы он не касался стенок стакана. Изучив литературу, мы с детьми ждали, что через пару дней будет заметен значительный для кристаллика рост. Однако, в нашем опыте кристаллики, подвязанные на нитке, растворились, а на дне и стенках ёмкости соль выпала в осадок, закристаллизовалась. Кристаллик поваренной соли для затравки выращен, а на его основе вырастить кристалл больших размеров нам не удалось. Но дети наши на этом не успокоились, и дома, экспериментируя, все-таки вырастили кристалл, провели мастер-класс в группе и вот у нас свой кристалл из поваренной соли.

Следующий наш эксперимент, выращивание сростков кристаллов или, как еще говорят – друз. Выращивание друз - это один из самых быстрых способов выращивания кристаллов. Если выращивание одиночных кристаллов занимает много времени и рассчитано на постепенный, правильный рост кристаллов, то выращивание друзы гораздо легче, потому что оно ориентируется на быстрое, хаотическое выпадение кристаллов.

Сначала мы с детьми приготовили перенасыщенный раствор соли и сахара в горячей воде. Да я не оговорилась, кристаллы можно выращивать как из соли, так и из сахара. После охлаждения в него внесли затравку - подвешенный на ниточке кристаллик. Все это мы сделали в 9 утра, и уже через 7 часов, после дневного сна, увидели большое количество кристалликов на нитке, на затравке, на дне стакана. Это все, мы оставили в покое на 5 дней, каждый день наблюдали, затем вытащили нитку с кристаллом, раствор нагрели (мы попросили нам в этом помочь сотрудников кухни, добавили воды и снова сделали раствор максимально концентрированным. После охлаждения в него вновь поместили нитку с уже подросшим кристаллом и оставили еще на 4 дня. Эту процедуру можно повторять до тех пор, пока кристалл не достигнет того размера, какой вам необходим.

Мы с детьми также выращивали кристаллы из готового покупного набора согласно инструкции. Методика приготовления раствора и порядок выращивания схож с выращиванием кристалла из соли и сахара.

Мы с детьми нашей группы очень часто проводим различные эксперименты и опыты: так проводились различные опыты с водой, с маслом – например, «Лавовая лампа», опыт «Извержение вулкана», опыт «Надуваем шарик углекислым газом» и многие другие опыты.

Детей так заинтересовала тема выращивания кристаллов, что каждый ребенок захотел вырастить свой кристалл дома с родителями. Кристаллы можно было выращивать различными способами. Выращенный кристалл детям нужно было оригинально назвать и принести в группу.

Так у нас появилась выставка кристаллов, которую приходили смотреть ребята из других групп и затем выставка переехала в музей детского сада.

На этом наша экспериментальная деятельность не остановилась, дети предложили попробовать вырастить «Колоидный сад» - это выращивание химических водорослей, которые являются кристаллами по своей природе.

В ходе проекта дети с удовольствием рисовали на тему «Кристаллы» традиционными способами, и с применением нетрадиционной техники рисования солью и сахаром, создавали книги своих рисунков. Представляли свои выращенные кристаллы в неординарной форме: готовили себе наряд и презентовали свой кристалл на выставке в музее в виде показа мод «Фейерверк кристаллов».

Вывод, который мы сделали с детьми в ходе нашего проекта :

Кристаллы растут за счет нарастания веществ из водного раствора соли, сахара.

Кристаллы различных веществ имеют разную форму (у соли - это маленькие кристаллики, кристаллы из готового набора имеют большие грани).

Кристаллы растут с разной скоростью: при одинаковых условиях кристалл соли растет с наименьшей скоростью, чем кристалл из готового набора.

Кристаллы нужно периодически подкармливать, меняя насыщенный раствор.

Кристаллы, выращенные из самостоятельно приготовленных растворов менее красивы, чем кристаллы из готового набора. Но они более доступны по цене и намного прочнее.

Данная исследовательская работа очень понравилась как детям, так и педагогам, и родителям. В дальнейшем мы планируем продолжить изучение увлекательного процесса роста кристаллов. Хотим попробовать вырастить большие монокристаллы из соли, медного купороса и лимонной кислоты. Научиться выращивать фантомы (кристалл в кристалле).

Мы надеемся, что наша работа будет полезна тем, что педагоги смогут рассказать ребятам, как из простых и доступных материалов можно создать неповторимые кристаллы. А добавив немного фантазии, создать композиции как для украшения группы, так и для создания музейной коллекции.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Исследовательско-творческий проект «Нет листвы осенней краше»Исследовательско-творческий проект «Нет листвы осенней краше» Вид проекта: исследовательско-творческий Продолжительность проекта: 1октября-16 октября (3 недели) Участники проекта: воспитатель, дети,.

Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад» Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь. Возраст: дети старшей группы.

Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля»Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Название проекта: Исследовательско — творческий проект ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Продолжительность проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница»Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница» Тип проекта: Исследовательско-творческий. Продолжительность: краткосрочный (12.12.- 17.12.2019 г) Участники проекта: Воспитатели, дети,.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю.

Исследовательско-творческий проект «Едим лук и чеснок — не болеем, а растем»Исследовательско-творческий проект «Едим лук и чеснок — не болеем, а растем» Автор: Алексеева Валентина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Тема проекта: «Едим лук и чеснок – не болеем и растем».

Взаимодействие с родителями. Исследовательско-творческий проект «Огород на подоконнике». Младшая группаВзаимодействие с родителями. Исследовательско-творческий проект «Огород на подоконнике». Младшая группа «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинский Проектная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Сказочный мир кристаллов»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 17:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД