Получи документы

Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ

Светлана Шогляева
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ

Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ

1 слайд

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Фейербах Л.

2 слайд Ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения различных сторон речи. Сейчас таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья. Понимая, что речь является главным средством общения и взаимодействия людей, несложно догадаться какую роль она играет в жизни каждого человека с момента его рождения, и особенно такого ребенка.

Публикация «Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения ребенка с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его нахождение в обществе и дальнейшее развитие и становление его как отдельной личности.

У некоторых детей, которые плохо разговаривают и стесняются этого, пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников как в речевом, так и в познавательном развитии в целом. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому возможность движения вперед в развитии в собственном темпе.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка

3 слайд Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор

эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм

осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.

Использование в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей с ОВЗ в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.

Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

4 слайд Работа строится на следующих дидактических принципах :

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.

Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.

Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.

Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т. е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

5 слайд Дидактические игры можно представить несколькими разделами:

Фонематическое восприятие

Коррекция звукопроизношения

Связная речь

Голосовые и логоритмические игры

Профилактика и преодоление нарушений письма и чтения

Мелкая моторика

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

6 слайд Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр.

7 слайд Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал.

- Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

9 слайд - Игры с мячом развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

«Большой мяч» Цель: активизировать глагольный словарь.

Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит). Можно подбирать к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

Упражнения с речевым сопровождением - становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук; формирование слухового внимания, восприятия и памяти; развитие физиологического и речевого дыхания; активизация речевых процессов;

«Быстро встаньте. /»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

9 слайд - Игра «Посчитай-ка».

Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными.

- Игра «С предлогом дружим».

Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.

10 слайд - Игра «Один - много».

Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.

- Игра «Назови ласково».

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

11 слайд - Игра «Вкусный сок».

Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.

- Игра «Кто что делает?»

Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.

12 слайд - Игра «Наоборот»

Цель: развитие умения образовывать антонимы.

- Игра «Жадина».

Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.

13 слайд - «Чей, чья, чьи?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

- Игра «Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

14 слайд Предлагаю вам поиграть в словесные игры, которые мы используем в речевой работе с детьми. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

- Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. И у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.

-«Подбери словечко».

Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.

-«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; одно большое, а второе маленькое и т. д.

- «Вспомни сказку».

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов» и др.

- «Раскрась или заштрихуй» - предложить детям раскраску

15 слайд - Игра «Лесенка».

В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) - три глагола, обозначающие действие,

4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

16 слайд Проводится игра «Составь синквейн» к слову тюльпан –

1. Тюльпан

2. Красивый, весенний

3. Растет, цветёт, пахнет

4. Занесен в Красную книгу.

5. Цветок

17 слайд Внимание! Игры можно проводить и с неговорящими детьми. Ребёнок может показать картинку, выполнить действие по его возможностям. При выполнении заданий и упражнений будьте внимательны и терпеливы к своему малышу. Не торопите его, если что-то у ребёнка не получается! Спокойно покажите ему правильные действия или мягко укажите на ошибку.

Таким образом, вся работа в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья направленна на создание условий для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.

Прикреплённые файлы:

did-igry-kgu_730p4.pptx | 11068,86 Кб
 
Публикации по теме:

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для развития речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 февраля 2024 в 12:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД