Лучший педагог года

Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП

Анна Долгорукова
Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП

Более чем уверена, что с играми Никитиных знаком каждый педагог и не раз использовал их в своей практике. Даже я прекрасно помню где-то подготовительную группу детского сада и игры с кубиками Никитиных. Для меня это была пытка, непосильная задача. И вот сейчас я стала воспитателем и решила сама разобраться в этих играх и методике ФЭМП с помощью этих игр. Эти уникальные игры создали почти полвека назад замечательные российские педагоги-практики Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины.

Публикация «Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП» размещена в разделах

Сегодня Развивающие игры Никитиных есть в каждом магазине, но вид их трансформировался, иногда до неузнаваемости. И играют в них многие – но мало кто следует авторской методике. Сейчас внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны активно работают над этим продуктом, трансформируют под современных детей, но сохраняют главные эффекты этих игр– любознательность и творческий склад ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться. А еще они хорошо учат выстраивать совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемные зоны во взаимоотношениях и помогают их решить.

Хочу сказать про производство данных игр на современном этапе. Все игры деревянные, лаковой краски на элементах нет. Мелкие опилки мешают с эко-краской, а только после этого делают цветное покрытие.

И первая игра-помощник от Никитиных, это дроби.

Игра Дроби развивает:

• представление о части и целом, их соотношении;

• понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»;

• навыки устного счета;

• понимание операции деления;

• аккуратность, точность движений;

• цветовое восприятие;

• чувство симметрии

• глазомер.

С понятиями «часть» и «целое» малыш встречается намного раньше, чем начинает изучать дроби в школе. Ребенок видит половинку или четвертинку яблока, дольку апельсина, отламывает половину конфеты или печенья, видит, как взрослые разрезают на равные части пиццу, пирог или круглый торт и т. п.

В школе тема «Дроби» считается одной из самых сложных и нелюбимых, а игра в Дроби делает эту тему для детей понятной, наглядной и интересной еще до школы.

Игра состоит из 12 разноцветных кругов. Один круг целый, остальные разрезаны на разное количество одинаковых частей-долей (от 2 до 12).

Я использую эту игры в первую очередь в С. Р. игре. Например «Повара», «Семья», а только потом на занятиях. С каким удовольствием малыши «готовят» красивые «апельсиновые, клубничные тортики», «разрезают» их на маленькие кусочки и угощают своих товарищей. И при этом даже не подозревают, что познают трудную школьную тему «дроби» - последовательно и без всякой путаницы в голове.

Точечки

Игра Точечки развивает:

• уверенные навыки устного счета;

• понятия «больше, меньше», «одинаково», «столько же» и т. п. ;

• умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством;

• понятия простейших геометрических форм;

математическое мышление;

• логическое мышление;

• глазомер.

Играя в Точечки, малышу нужно расположить ряды квадратов, кругов, треугольников в порядке возрастания точек – друг под другом; соответственно разложить и ряд с цифрами. Это основное задание игры, к которому малыш подходит постепенно, через первые, начальные задания.

А так малыш строит «домики», подбирает для них «крыши», присваивает им подходящие номера, сажает рядом «клумбы» с нужным количеством цветов; или цепляет вагончики к поезду в нужном порядке, рассаживает пассажиров по местам, согласно купленным билетам… и при этом успешно обучается счёту!

Я же использую эту игру и в С,Р. игре, например «Магазин» и фишки-это купюры. Например, круги- десятки, квадраты- единицы.

С помощью точек мы составляем примеры, решаем их, придумываем задачи. Но это в рамках индивидуальной работы по ФЭМП.

Рамки и вкладыши Монтессори.

Игра Рамки и вкладыши Монтессори вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).

Очень полезна для подготовки к школе, любима младшими школьниками. Играя в эту игру, малыш легко и непринуждённо овладевает непростыми геометрическими терминами и с удовольствием пользуется ими в жизни при подходящих случаях.

Игра Рамки и вкладыши Монтессори развивает:

• мелкую моторику

• глазомер

• зрительную память

• концентрацию внимания

• воображение

• дает представление о геометрических формах

• готовит к письму и рисованию

Я ее использую для уточнения знаний о геометрических фигурах. Кроме вкладышей, мы еще играем в нее «на ощуп», то есть узнаем фигура, когда она находится в мешке.

Сложи квадрат

игра Сложи Квадрат наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает:

• логическое мышление;

• способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);

• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);

• способность визуализировать цель и предвидеть результат;

• глазомер;

• умение достраивать до целого;

• цветовое восприятие;

• умение сосредотачиваться;

• формирует эталон формы квадрата;

дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.

Сложи узор

Игра Сложи Узор прекрасно развивает:

• наглядно-действенное мышление;

• мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;

• цветовое восприятие;

• способности комбинирования;

• зрительную память;

• самоконтроль и самоанализ;

• целеустремленность и усидчивость;

• чувство симметрии;

• воображение.

Игра Уникуб прекрасно развивает:

• пространственное мышление;

• наглядно-действенное мышление;

• операции сравнения, анализа и синтеза;

• способности комбинирования;

• самоконтроль и самоанализ;

• цветовое восприятие;

• точность движений, аккуратность и предусмотрительность;

• внимательность, усидчивость.

Игра Кубики для всех прекрасно развивает:

• пространственное мышление;

• наглядно-действенное мышление;

• аналитико-синтетическое мышление;

• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);

• умение комбинировать;

• внимание и воображение;

• цветовое восприятие;

• умение работать со схемой;

• умение соотносить изображение с реальным объектом.

Игра Кирпичики развивает:

• пространственное мышление;

• наглядно-действенное мышление;

• аналитико-синтетическое мышление;

• глазомер;

• точность, аккуратность;

• умение работать с чертежом;

• умение соотносить изображение с реальным объектом;

• чертежные (графические) навыки.

Прикреплённые файлы:

nikitiny_kl7m0.pptx | 3279,82 Кб
 
Публикации по теме:

Использование аналогов дидактической развивающей игры Никитиных «Сложи квадрат» в работе воспитателяИспользование аналогов дидактической развивающей игры Никитиных «Сложи квадрат» в работе воспитателя Здравствуйте уважаемые коллеги! Обозревая просторы интернета, натолкнулась на дидактическую игру Никитиных, которая меня очень заинтересовала.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 3 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слогов 1. Игра «Хлопки». Повторите сложные слова с ребёнком по слогам/.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 4 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слов 1. Игра «Один – много». Для закрепления сложных слов можно усложнить.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 5 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне предложений 1. Игра «Придумай предложение». Для закрепления сложных слов.

Использование филобутонистики при работе с детьми дошкольного возраста. 1 слайд. Тема презентации: Использование филобутонистики при работе с детьми дошкольного возраста. 2 слайд. Филобутонистика — коллекционирование.

Использование кукол при разучивании народных игр и песенокИспользование кукол при разучивании народных игр и песенок Я уже писала о коллекции кукол. Сегодня хочу рассказать о куклах, которых отреставрировала и нарядила в русские народные костюмы авторской.

Использование музыки при проведении подвижных игр в группе раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Колокольчик» КОНСПЕКТ развлечения в.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Использование социально-коммуникативных игр при проведении НОД по музыкальному развитию Использование социально-коммуникативных игр при проведении НОД по музыкальному развитию. Цель: улучшение социально-коммуникативных навыков.

Перспективное планирование «Использование системы Никитиных в развитии логически-математических представлений у детей» Перспективный план Месяц, неделя Тема Содержание Октябрь 1 неделя Знакомство с игрой «Сложи узор» Выложить перед детьми кубики и дать им.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП
Опубликовано: 18 марта 2018 в 08:44
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД