Получи документы

Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием (5 фото)

Ирина Бондарь
Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является основным при обучении детей в начальной школе и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в школьное обучение. Упражнения, направленные на совершенствование звукового анализа и синтеза, опираются на четкие кинестетические ощущения, что способствует осознанному звучанию речи и является базой для подготовки к обучению грамоте.

Публикация «Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием» размещена в разделах

С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу служит закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Это повышает интерес к звукам речи, словам общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Дети овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном ярком, красочном материале. Схемы и модели слога, слова постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку не только слышать, но и увидеть элементы речи, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения.

Мной были выбраны следующие задания с использованием наглядных пособий, способствующие эффективности формирования навыка звукового анализа и синтеза.

Пособие из серии «Сенсорные дорожки» «Бабочка» представлено на рисунке 1.

Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием

Цель: развитие звукового анализа слова.

Вариант. Предположим, детям следует объяснить, как найти место звука [С] в слове «стул». Для этого логопед двигает бабочку по цветкам. При этом взрослый медленно произносит слово и делает акцент на звуке [С]. Если звук слышится в начале слова, бабочка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, бабочка "летит" до конца дорожки и "останавливается" там [3, с. 7].

Пособие «Пирамидка» представлено на рисунке 2.

Фото №1 Актуальность проблемы формирования навыков

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Вариант 1. Детям предлагается картинка, которую они должны назвать. Слово делят на слоги. Далее считают количество слогов и показывают на слоговой линейке.

Вариант 2. Дети выполняют звуковой анализ слова (картинка вставлена в верхнее окошечко).

Вариант 3. Дети выполняют звуковой анализ слова, затем каждый звук обозначают буквой.

Пособие «Звуковые линейки» представлено на рисунке 3.

Цель: развитие звукового анализа (определение места звука в слове).

Фото №2 Звуковой анализ слов

Вариант игры. Изучаете какой-либо звук, раздаёте линейку (использую каждое занятие как тренировочные упр.) и к ней фишку (это определённый символ-звук).

Самый первый звук в слове будет на первом квадрате, там где голова птички, самый последний звук в слове будет на последнем квадрате, там где хвост птички, если нужного звука нет ни в начале, ни в конце, значит звук будет по серединке, там где туловище птички (аналогично со всеми другими линейками). Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с вашей помощью) и переставляют фишку.

Пособие «Телевизор»

Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова.

Вариант игры. На экране телевизора появляется картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными символами.

Пособие «Паровоз» представлено на рисунке 5.

Фото №3 Развитие навыков звукового анализа звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем что данный навык является основным при

Цель: определение позиции звуков в слове.

Вариант. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В первый вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во второй – с изучаемым звуком в середине слова; в третий – с заданным звуком в конце слова.

Пособие «Накорми Карлсона» представлено на рисунке 6

Фото №4 Обучение грамоте

Цель: синтез слогов из букв.

Вариант. Детям нужно «накормить» Карлсона из двух банок варенья, в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой – с гласными буквами.

Пособие «Путаница» .

Цель: обучение детей звуковому анализу и синтезу.

Вариант. Необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать или вставить буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово (для дошкольников умеющих печатать буквы) [2].

Многофункциональность таких пособий решает многие коррекционно-развивающие задачи. Они направлены не только на развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа, но и на уточнение, расширение и активизацию словаря по каждой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи, развитие зрительного и слухового внимания, формирование навыка сотрудничества.

Каждое пособие - это своеобразная модель слова, состоящая из определенных обязательных структурных элементов:

1) информация о звуке (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой,

2) место звука в слове,

3) количество слогов.

В качестве элементов модели слова выступают части изображения. Каждая часть рисунка является носителем определенной информации.

Конечно, желательно подбирать слова для звукового анализа логически подходящие к теме модели, предложить слова по лексической теме. Например, если представлена модель «Зонт», «Грибок», то можно предложить слова из словаря по лексической теме «Осень», «Лес», «Грибы», «Ягоды», «Осенняя одежда».

Литература:

1. Мурзаева, А. М. Звуко-буквенный анализ и синтез [Электронный ресурc]. – https://infourok.ru/zvukobukvenniy-analiz-i-sintez-867408.html

2. Романова, Н. С. Пособия по развитию речи / Н. С. Романова. // Логопед. – 2008. – №2. – С. 62-66

3. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 48 с.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС  Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами моими разработками подвижных игр на осеннюю тематику, которые я часто использую с детьми с.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием
Опубликовано: 4 мая 2021 в 08:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД