Папки-передвижки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Татьяна Бондаренко
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Развитие речи является одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Самые значительные речевые изменения происходят в дошкольном возрасте. В этот период формируется словарный запас, меняется фонетическая и лексическая стороны речи. Основная цель речевого развития ДОУ— это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками. Речевое развитие предусматривает решение следующих задач:

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха;

– обогащение словаря;

– овладение речью как средством общения ;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

– знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Для реализации задач педагогу необходимо использовать педагогические технологии, которые способствуют эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых умений и навыков.

Одна из таких технологий - мнемотехника. «Мнемотехника» от греческого «mnemonikon»- «искусство запоминания". Идея мнемотехники заключается в том, что на каждое словосочетание или слово придумывается определенная картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Так можно «записать» любой текст, сказку, стихотворение. Глядя на такие картинки-схемы, ребенок, сможет воспроизвести любую полученную информацию (например, пересказать рассказ, рассказать сказку, выучить стихотворение). Таким образом, схемы представляют собой зрительный план, который служит ребенку помощником в воспроизведении услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами. «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов/ отдельных карточек с изображением предмета/.Затем переходим к мнемодорожкам/ несколько схематичных рисунков/.Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют предложения. Следующая ступень - это мнемотаблицы/схема, состоящая из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена,например, содержание сказки или стихотворения

На начальном этапе работы мнемотаблицы составляются воспитателем или родителями, а затем можно подключить и самого ребенка. Это поможет развитию памяти, фантазии, визуализации образов. Изготовления картинок простое и не требующее художественных способностей занятие —нарисовать символические изображения предметов

Мнемотаблицы может быть нарисована как от руки,так и составлена из картинок. Главное условие - учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы. Например, для воспитанников младшего дошкольного возраста они могут быть цветными. Для старших дошкольников лучше рисовать в одном цвете, чтобы дети обращали внимание на то, что на ней изображено, какую информацию она несет. При создании мнемотаблицы, необходимо учитывать количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших — от девяти до шестнадцати. Важно, что само изображение должно отображать образ предмета и быть хорошо знакомо и понятно детям. Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи могут быть использованы в процессе обучения составлению описательных рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, а также при заучивании стихотворений, пословиц. Схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения содержания литературных произведений. Большую роль они также играют и в обогащении словарного запаса дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе технологии «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют развитию связной речи, обогащению словаря, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и являются доступным средством познания окружающего мира.

Не зря К. Д. Ушинский говорил:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 18:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД