МААМ-картинки

Использование вариативных форм деятельности дошкольников в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Снежана Емельянова
Использование вариативных форм деятельности дошкольников в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

"Использование вариативных форм деятельности дошкольников в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на примере изучения темы «Зимующие птицы»".

Краткое описание практики:

Реализуя права детей с ОВЗ на получение доступного и качественного образования, обеспечивая развитие их способностей, интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития, удовлетворяя их образовательные потребности и интересы в данной практике мы используем вариативные формы деятельности : беседа, составление рассказов, эксперимент, изготовление моделей птиц из бумаги, изготовление съедобных кормушек, викторина, наблюдение, создание коллажей, мнемотаблиц, арт-буков, рисование. Данные виды деятельности применяются нами для развития познавательных психических процессов, всех сторон речи, доброжелательности, доверия, эмоционального комфорта для усвоения социально-культурного опыта, норм природосберегающего поведения, воспитания уважения к родной природе, расширения представлений о зимующих и городских птицах.

Публикация «Использование вариативных форм деятельности дошкольников в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Согласно приказу ГУ образования администрации г. Красноярска от 30.09.2022 №459/п МБДОУ №310 является городской базовой площадкой по теме «Экологическое воспитание дошкольников». На основе парциальных программ «Добро пожаловать в экологию!» А. А. Воронкевич и «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленниковой, А. А. Филиппенко в МБДОУ №310 составлена программа «Экологическое воспитание дошкольников». Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами выбрано не случайно. Формируя представления о значении птиц в природе и жизни человека, знания о внешнем сходстве и отличии разных видов зимующих птиц, их потребностях, особенностях поведения, умения определять птицу по пению, мы воспитываем осознанное и бережное отношение детей к птицам.

Сфера применения практики:

Данная практика применялась в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в рамках реализации АОП, носит образовательно-воспитательный характер, может быть применена в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проблема:

ФГОС ДО ориентирует нас на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Каждый ребенок уникален в своем, только ему характерном способе познания мира. Ребенку с ОВЗ требуется гораздо больше напряжения и усилий для восприятия информации, его восприятие фрагментарно и ограничено, внимание недостаточно устойчиво и продуктивно, не все дети обладают хорошей памятью и развитым в достаточной мере наглядно-образным мышлением. В общеобразовательной группе представление материала в большей степени направлено на слуховое и зрительное восприятие, имеет фронтальную подачу информации и многоступенчатую инструкцию.

Дети с ОВЗ как правило имеют низкую познавательную активность. Они не могут воспринимать информацию наравне со сверстниками. Наша задача включить в работу все каналы восприятия, давая возможность получить информацию доступным ему способом через предпочитаемый им канал восприятия, что обеспечивает включенность ребенка в процесс и повышает его познавательную мотивацию. Опыт показывает, что ребёнок, получив некоторое знание через предпочитаемый им канал восприятия, может усвоить информацию и через не ведущую систему.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание чувственно познавать окружающий мир, осознавая себя его частью. Неслучайно выбрана вариативность методов для предоставления возможности выбора ребенком наиболее доступной и понятной для него формы усвоения экологической информации. В ходе реализации практики дети ведут наблюдения, конструируют модели, экспериментируют, рисуют, изготавливают кормушки, играют, соревнуются, прослушивают записи голосов птиц.

Целевая группа:

Старшие дошкольники (5-8 лет) – дети с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

Педагогические ценности:

формирование у ребенка взгляда на окружающий мир как среду обитания человека;

• активное использование в работе с детьми их собственного опыта (бытового, культурного, социального, нравственного);

• развитие детской инициативы, активности, самостоятельности, познавательной мотивации на основе индивидуальных интересов;

• интегрированное содержание работы с детьми;

• активное вовлечение ребенка в процесс познания.

Практику реализуют учитель-логопед, педагог-психолог.

Степень участия

Степень участия обучающихся: полное вовлечение в процесс. Дети активно воспринимают объекты и явления природы, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают наблюдательность, логическое мышление, осознанное и бережное отношение к птицам.

Степень вовлечения родителей.

Родители включаются в процесс частично: изготавливают совместно с детьми кормушки, выбирают вместе с детьми полезный для птиц корм, совместно с детьми наблюдают за птицами на прогулке, читают детям художественные произведения, рекомендованные педагогами.

Этапы и содержание профессиональных действий при реализации практики:

1 этап:

• Подбор литературы по теме.

Разработка методических и дидактических материалов.

• Составление планов занятий.

2 этап:

• Мастер-класс изготовление моделей зимующих птиц (на выбор ворона, воробей, снегирь, синица).

• Изготовление кормушек с родителями.

• Игра «Полезный и вредный корм для птиц».

• Мастер-класс «Изготовление съедобных кормушек».

• Размещение кормушек на групповых участках.

• Организация наблюдения за птицами.

• Игра «Где обедал воробей» ( анализ данных наблюдения за птицами на кормушках: какой корм предпочитают, на какие кормушки садятся чаще).

• Дети и родители приобретали полезный корм для птиц, пополняли кормушки и наблюдали за птицами на прогулке.

• Графический диктант (ворона, голубь, снегирь).

«Птичий парад» (представление рисунков и рассказов о птицах).

• Конструирование «Птицы» (разрезные картинки, палочки Куизинера, Танграм).

• Изготовление арт-буков «Птицы зимующие в г. Красноярск».

3 этап:

• Проведение итоговой викторины «Друзья птиц».

Оформление выставки «Покормите птиц зимой».

Оформление фото-зоны «Птицы в зимнем лесу».

• Подведение итогов.

• Представление результатов.

• Размещение отчетных материалов на сайте.

Реализации практики занимает один месяц, в том числе:

1 этап – одна неделя;

2 этап – три недели;

3 этап – одна неделя.

Условия для реализации практики

Материально-технические:

• Педагогический кабинет, оборудованный детской мебелью, компьютерной техникой, колонками, выходом в интернет.

• Фотоаппарат.

• Канцелярские товары (цветные карандаши, гуашь, бумага, цветная бумага и картон, клей, пластилин, ножницы, тетради в клетку, простые карандаши).

• Семена растений (подсолнечник, овес, мак).

• Посуда для демонстрации полезного и вредного корма для птиц и посуда для смешивания массы для изготовления съедобных кормушек.

• Крахмал, мед, масло растительное, сухофрукты, шпагат (для изготовления съедобных кормушек).

• Деревья (искусственная ель, ветви деревьев, белый укрывной материал (для оформления выставки).

• Методическая и художественная литература по теме.

• Дидактические игры (разрезные картинки, раскраски, танграм, палочки Куизинера, наглядные пособия (птицы, схемы для графического диктанта «Птицы», бланки протоколов для проведения викторины.

Организационные условия:

Занятия проводились в первой половине дня, в соответствие с графиком проведения подгрупповых занятий и на прогулке на групповых участках.

Средства, используемые для реализации практики:

Ассистивные средства не требуются.

Дидактические:

«Добро пожаловать в экологию!» А. А. Воронкевич, парциальной программы «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленниковой, А. А. Филиппенко.

• Плакаты с изображением птиц.

• Словесные (беседа, составление рассказов).

• Эксперимент.

• Мастер-класс (изготовление моделей птиц из бумаги, изготовление съедобных кормушек).

• Игровая технология (викторина).

• Наблюдение.

• Создание коллажей, мнемотаблиц, арт-буков, рисование.

Результаты применения практики:

Дети:

• осознание ценности собственного труда (все задания имели прикладной характер и практическую значимость);

• получили представление о зимующих птицах красноярского края;

• научились подбирать полезный для птиц корм;

• изготовили кормушки для птиц;

• в процессе наблюдения определили наиболее предпочитаемый птицами корм;

• закрепили навык работы по речевой инструкции;

• закрепили навык конструирования целого образа из частей;

• ознакомились с художественными произведениями о птицах.

Родители:

• изготовили совместно с детьми кормушки в количестве 14 шт. ;

• осознанно подошли к выбору и приобретению полезного корма для птиц; провели с детьми наблюдение за птицами на прогулке;

• прочли детям художественные произведения (Я. Аким "Покормите птиц зимой"; М. Сибиряк "Серая шейка"; С. Михалков "Где обедал воробей?", "Зяблик"; В. Осеева "Сороки"; В. Даль "Старик-годовик"; М. Горький "Воробьишко").

Педагоги:

• открытие вариативности как эффективного инструмента обеспечивающего условия для включенности ребенка в образовательный процесс, поддержание его инициативы и саморазвития;

• создана методическая копилка;

• презентация опыта на сайте МБДОУ;

• представление опыта работы на городском семинаре базовых инновационных площадок.

Инструменты и методы оценки результатов:

• опрос;

• викторина;

• портфолио;

• демонстрация детьми реальных навыков;

• выступление.

Перспективы развития практики:

Данную практику можно рекомендовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста по широкому спектру тем.

Профессиональные качества необходимые педагогу для реализации практики:

• толерантность;

• инициативность;

• бескорыстие;

• гуманность;

• любовь и уважение к детям;

• потребность в постоянном самообразовании, развитии навыков;

• физическое и психическое здоровье.

Ссылки на материалы практики

https://dou24.ru/310/bazovaya-innovatsionnaya-ploshchadka-po-teme-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov#metodicheskaya-kopilka

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование вариативных форм деятельности дошкольников в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 08:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД