Лучший педагог года

Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников

Альбина Пономарева
Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников

При разработке плана каждого урока рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных образовательных ресурсов, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Характерные черты урока с применением электронных образовательных ресурсов :

1) образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);

Публикация «Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников» размещена в разделах

2) процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);

3) опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

4) контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При такой организации образовательного процесса учащиеся :

5) самостоятельно выбирают образовательную траекторию- последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;

6) развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;

7) накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;

Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями на наш взгляд является личностно ориентированное обучение, представленное в опыте технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе используется при изучении нового материала и его закреплении (5- 10 минут работы за компьютером, что соответствует требованиям санитарных норм это способствует повышению компетентности младшего школьника.

Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

Электронные образовательные ресурсы можно использовать на этапе закрепления материала. На уроках в начальной школе новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

В рамках комбинированного урока с помощью электронного образовательного ресурсы осуществляется повторение и обобщение изученного материала (5-10минут). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя, затем в парах (по заданию учителя, наконец, индивидуально (по очереди).

Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.

Электронные образовательные ресурсы используются как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронных учебных пособий входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.

Электронный образовательный ресурс выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя электронный образовательный ресурс представляет :

1) источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

2) наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

3) индивидуальное информационное пространство;

4) тренажер;

5) средство диагностики и контроля.

Функцию объекта обучения электронный образовательный ресурс выполняет при :

1) программировании, обучении компьютера заданным процессам;

2) создании программных продуктов;

3) применении различных информационных сред.

Досуговая среда организуется с помощью:

1) игровых программ;

2) компьютерных игр по сети;

3) компьютерного видео.

Работа учителя с электронными образовательными ресурсами включает следующие функции:

1) организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом, развитие компетентности младшего школьника (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2) организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

3) индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

4) подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно–наглядные пособия и т. д., связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Опытно-практическая работа по использованию электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младшего школьника проводилась на базе МБОУ СОШ № 2 с. Бакалы. В опытно-практической работе приняли участие обучающиеся 3Б класса (20 человек) .

Опытно – практическая работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Во время проведения опытно-практической работы необходимо выбрать и апробировать электронные образовательные ресурсы в формировании общеучебной компетентности у младших школьников, представить и проанализировать полученные результаты.

Для проведения исследования использовался комплекс методов : анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представлен ие полученных результатов.

Во время констатирующего эксперимента нами были проведены контрольный срез и анкетирование обучающихся по выявлению исходного уровня общеучебной компетентности.

При проведении первого контрольного среза результаты были не очень хорошие, обучающиеся допускали во многих словах ошибки, не понимали суть задания. 45 % учащихся успешно справились с заданием, 30% - получили отметку 4, 15% - отметку 3, 10% - отметку 2. (приложение 1)

Результаты констатирующего эксперимента

Рис. 1

Далее с 20-ю обучающимися проводили анкетирование (приложение 2). Предмет «Русский язык» нравится 9 обучающимся. Учащиеся предпочитают такие формы работы, как выполнение заданий на компьютере, составление кроссвордов, викторины, решение тестов. Анализ анкет показал, что проявляют интерес к русскому языку 45 % опрошенных учащихся. Чтобы выяснить причины снижения интереса и учесть интересы учащихся при разработке уроков предложена ещё одна анкета (приложение 2).

Анализ анкет показал: необходимы нетрадиционные формы работы, мы решили усовершенствовать урок с помощью использования на уроке электронных образовательных ресурсов, то учащимся предложены различные виды работы с электронными образовательными ресурсами. Обучающиеся выделили виды деятельности:

1) игры на уроках – 4 обучающихся;

2) сам хочу «преподавать» - 1 обучающийся ;

3) уроки с мультимедиа (презентации, электронные диски) – 6 обучающихся ;

4) уроки с использованием компьютера– 5 обучающихся;

5) работа с сайтами Интернет – 4 обучающихся.

Кроме того, выяснила наличие компьютеров дома : 16 обучающихся из 20; и 10 обучающихся умеют пользоваться компьютером.

В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе опытно-практической работы исходный уровень общеучебной компетентности является невысоким.

На формирующим эксперименте проводилась работа формирования общеучебной компетентности младших школьников.

Целью формирующего этапа стало использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младших школьников.

Нами был создан пакет материалов по теме «Местоимение как часть речи» (приложение 4). В этот пакет входят:

1) презентация по данном теме, которую мы использовали на этапе объяснения нового материала, так и на других этапах уроков.

2) электронное учебное пособие для закрепления данной темы.

3) тестирование в программе ЕasyQuizzy.

Надо сказать, что учащиеся 3-го класса, с которыми были проведены пробные уроки русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов, уже владели элементарными навыками пользования компьютером, так как у них проводятся уроки информатики.

В календарно – тематическом планировании на изучение темы «Местоимение как часть речи» было отведено 6 часов. Мы распределили включение электронных образовательных ресурсов следующим образом :

Таблица

Календарно-тематическое планирование

Понятие о местоимении. Личные местоимения

(приложение 3) Урок объяснения нового материала Презентация «Понятие о местоимении. Личные местоимения»».(приложение 4) На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми.

Местоимения 1, 2,

3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями (приложение 3) Урок объяснения нового материала Презентация «Местоимения 1, 2,

3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями». (приложение 4)

На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми.

Разбор местоимения как части речи

(приложение 3) Урок повторения, обобщения и систематизации материала Презентация «Разбор местоимения как части речи». (приложение 4)

На этапе объяснения нового материала презентация демонстрируется на экране с помощью видео проектора. По ходу демонстрации ведется беседа с детьми и выполнения заданий на интерактивной доске

Роль личных местоимений в речи

(приложение 3) Урок повторения, обобщения и систематизации материала Использование презентации по теме «Роль личных местоимений в речи»

(приложение 4)

Закрепление знаний о местоимении

(приложение 3) Урок развития речи

Использование электронного учебного пособия и выполнения теста

(приложение 4)

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» Урок контроля ЗУН Выполнение контрольного среза.

Было запланировано и проведено 6 уроков русского языка. На каждом уроке использовались электронные образовательные ресурсы, направленные на формирование общеучебной компетентности младших школьников.

Был проведен инструктаж. Учащиеся работали индивидуально. Каждому ученику на работу с компьютером отводилось не более 10 минут, что находится в пределах допустимой нормы работы с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста.

Следующий этап исследования - контрольный этап. Его цель – выявить уровень сформированности общеучебной компетентности младших школьников. Задачами контрольного этапа стало проведение контрольного среза и интерпретация результатов. Также на этом этапе обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и предложений.

Результаты контрольного среза (приложение 1). В целом учащиеся успешно справились со всеми заданиями, ошибки были допущены при написании некоторых слов. 60% учащихся успешно справились с заданием, 25% - получили отметку 4, 10% - отметку 3, 5% - отметку 2.

Результаты контрольного эксперимента

Рис. 2

Проведя такой урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов, мы почувствовали заинтересованность учащихся, и это способствовала к формированию компетентности младшего школьника.

После проведения системы уроков с использованием электронных образовательных ресурсов учащимся была предложена анкета (приложение 2)

Удовлетворены своей работой 16 учащихся из 20 опрошенных. Учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе ЕasyQuizzy, создавать презентации по изученным теме, создавать викторины на компьютере (в Power Point).

Особый интерес вызвал урок «Закрепление знаний о местоимении». В программе SanRav нами было создано электронное учебное пособие для закрепления, вначале были даны весь тот материал, который был изучен, и тестовое задание.

Анализ контрольных срезов и анкеты позволил сделать вывод: 75% учащихся удовлетворены своей работой на уроке. Наибольший интерес проявили учащиеся к урокам, на которых использовались игра-путешествие, тесты, задания, которые ученики выполняли за компьютером.

Результаты констатирующего эксперимента

Рис. 3

Результаты контрольного эксперимента

Рис. 4

Сравнив результаты двух контрольных срезов (рис. 3, рис. 4, мы пришли к такому выводу: если использовать на уроках электронные образовательные ресурсы, то можно повысить интерес к предметам, повысить успеваемость в классе, а также электронные образовательные ресурсы влияют на формирование общеучебной компетентности.

Таким образом использование электронных образовательных ресурсов оправдывает себя во всех отношениях:

1) формирует общеучебную компетентность;

2) повышает качество знаний;

3) продвигает ребенка в общем развитии;

4) помогает преодолеть трудности;

5) создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся в электронном учебном пособие. Уроки с использованием Электронных учебных пособий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.

Для достижения цели нами был проведен анализ научной, научно-методической, учебной литературы и опытно- практическая работа посвященная формированию общеучебной компетентности младшего школьника с помощью электронных учебных пособий. Раскрыли понятия компетентность и электронные образовательные ресурсы. Изучили теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов и эффективность использования на уроках в формировании общеучебной компетентности у младших школьников. Нами была изучена и составлена методика использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников. Так же были разработаны конспекты уроков и методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младшего школьника.

Предложенные нами методические указания позволяют качественно подойти к проблеме формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Подобранные теоретический материал и практические задания полностью удовлетворяют гипотезе исследования. Созданные нами электронное учебное пособие и тестирование соответствуют требованиям и стандартам, могут использоваться на уроках русского язык при изучении темы «Местоимение- как часть речи».

Подводя итог исследованию, касающемуся использования электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности младших школьников, нами был сделан вывод о том, что систематическое использование электронных образовательных ресурсов на уроках приведет к формированию общучебной компетентности у младших школьников.

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Практика использования современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетентности дошкольника Доброе утро, уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему «Практика использования современных образовательных технологий.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в формировании основ социальной компетентности Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются.

Интелектуальная игра: «Я познаю мир» для младших школьников. Дети входят в зал под музыку Г. Гладкова "Ужасно интересно всё то,что неизвестно" из мультфильма " 38 попугаев",усаживаются за два стола.

ОД с использованием электронных образовательных ресурсов в старшей группе «Витамины нам нужны, витамины все важны» Логика образовательной деятельности Этап Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемый результат Мотивационно-целевой Педагог.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных.

Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам»Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка 1-й Скоморох 2-й Скоморох Красная шапочка Серый Волк Сказитель Настенька Иван Старушка Цыганка Ход.

Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. Лифатова Светлана Васильевна, учитель.

Занятие с использованием цифровых образовательных ресурсов «Космос. 12 апреля — День космонавтики» для детей старшей группыЗанятие с использованием цифровых образовательных ресурсов «Космос. 12 апреля — День космонавтики» для детей старшей группы Занятие с использованием цифровых образовательных ресурсов «Космос. 12 апреля – День космонавтики». Цель: расширить знания детей о космосе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников
Опубликовано: 8 октября 2016 в 09:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД