Папки-передвижки

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Чудакова
Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими, они каждый вечер просили рассказать сказку «Гуси - лебеди». Это было нашим вечерним ритуалом. Прошли годы. И вот уже мои внучка и внук каждый вечер просят им рассказать…. эту же сказку, сказку «Гуси – лебеди». Мне было очень интересно узнать, почему дети не устают слушать одну и ту же сказку каждый вечер? В чем же психологический смысл сказок? Каково их значение в жизни ребенка?

Публикация «Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

На начальном этапе изучила методическую литературу по сказкотерапии, провела исследование детей группы. Результаты исследования показали повышенный уровень тревожности, низкую самооценку детей, а также ряд речевых нарушений. По моему мнению метод сказкотерапии является самым эффективным в решении выявленных проблем. Так как сказка наиболее любимый детьми литературный жанр, сказка – естественная составляющая повседневной жизни детей. Язык сказки прост и доступен, сюжет прозрачен. В этом актуальность выбранного мною метода работы с детьми.

Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. А ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым.

Помогает сказка и реализовать ребенку свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование».

Души маленьких детей открыты миру, и наша задача - помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулась им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила: «Берегись бед, пока их нет!», «Не всякому верь – закрывай крепче дверь!», «Не преступай запреты, не робей и не сдавайся!».

Проблема: За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

Актуальность: Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. К. Менегетти) и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева).

Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.

У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми-логопатами. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Задачи сказкотерапии :

1. Развить речь детей с помощью:

Пересказывания сказок;

Рассказывания сказок от третьего лица;

• Группового рассказывания сказок;

Рассказывание сказок по кругу;

• Сочинение сказок.

1. Выявить и поддержать творческие способности.

2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

3. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

4. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

6. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».

Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Игры и упражнения, которые используются в моей совместной логопедической деятельности с детьми :

1. Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.

Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развитие сенсомоторной координации.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

2. Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса

Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

Речевое дыхание

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.

Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)

Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Этапы коррекционной работы. Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.

I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.

Задачи: Догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев; выразительно интонировать голоса героев сказки; для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных;

знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами; активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого.

II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.

Задачи: Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение; совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы; в играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.

Задачи: Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Очень важно включать на данном этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Особенности выбора сказок. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Королями, Солдатами и пр.

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Организация исследования. Важное место в моей работе заняла исследовательская деятельность.

Целью данного исследования явилось изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников, изучение взаимосвязи эмоционально-личностной сферы ребенка на развитие речи.

В ходе исследования были:

• Выявлены уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка (рисуночный тест «Моя семья»);

• Уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей (рисуночный тест «Моя семья»);

• Определено речевое развитие ребенка на начало и конец учебного года (Перечень методик логопедического обследования, автор Кирьянова Р. А.);

• Произведен анализ результатов;

Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в МДОАУ № 95, с детьми, посещающими логопункт, работа проводилась индивидуально.

Первый этап. Подготовительный. Отбор диагностического материала, игр; подготовка комплексной карты, бланков для заполнения полученных результатов логопедического обследования.

Второй этап. Основной.

Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления и сформированность эмоциональной сферы.

Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество. Проводится объективное исследование ребенка: исследование фонематических процессов, исследование экспрессивной речи и т. д.

Третий этап. Заключительный. Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его эмоционально-личностной сферы.

Анализ результатов. Из полученных результатов можно сделать вывод, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. После работы по данной методике у детей повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения, метод сказкотерапии способствовал позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготовило почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей. Данное исследования показало положительную корреляцию между методом сказкотерапии и развитием речи ребенка дошкольника.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мультимедийных средств в работе с детьми дошкольного возраста В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Важнейшей задачей дошкольного учреждения и современной семьи является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность,.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста СЛАЙД №1 Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование элементов нетрадиционного рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта Наиболее эффективными, на мой взгляд, в работе с детьми со сложной структурой дефекта являются нетрадиционные приемы рисования, которые.

Использование элементов спортивной игры «Флорбол» с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Задача сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Обобщение опыта работы на тему: Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска Дорофеева Любовь Борисовна г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2017 в 09:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД