Марина Акимова
Использование здоровьесберегающих технологий при профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобрела идея гуманизации образования. Содержание образовательных программ обязательно должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, на развитие основных качеств личности, на построение образовательного процесса с помощью игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
В связи с этим возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Не являются исключением и дети, имеющие различные речевые патологии и нуждающиеся в коррекционной работе. Это связано с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей, которые испытывают трудности при обучении в школе навыкам письма и чтения.
Специфическое, частичное нарушение письма называется дисграфией. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, которая осуществляется только при условии достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций. В процессе письма принимают участие различные анализаторы, а именно, речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано и с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточного уровня ее развития.
Несформированность одной из функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, то есть дисграфию.
Исследования, проведенные специалистами центра «Здоровье» г. Санкт — Петербурга, указывают на то, что у 55,5% детей дошкольного возраста имеются предпосылки смешанной дисграфии. Следовательно, дети старшего дошкольного возраста не готовы к школьному обучению и заранее обречены на неуспеваемость в школе.
В нашем дошкольном учреждении логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Это особая категория детей с недостаточно развитыми предпосылками для успешного обучения письму. У них отмечается несформированность многих высших психических функций: неспособность к зрительному анализу и синтезу, отсутствие четких пространственных представлений, слабый уровень развития слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического слогового анализа и синтеза, лексико - грамматического строя речи; наблюдаются расстройства внимания, памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дисграфию, как и любое другое речевое нарушение, легче предупредить, чем устранить. Поэтому ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех при обучении письму в школе. В связи с этим возникает необходимость создания системы коррекционной работы с детьми по преодолению речевых нарушений и предупреждению возможной дезорфографии и школьной дезадаптации в целом. Учитывая актуальность данной проблемы, и принимая во внимание результаты диагностики детей, определили основные направления коррекционной работы, рассчитанной на 2 года:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Развитие зрительно-пространственных представлений.
5. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.
6. Обогащение словарного запаса и развитие лексико - грамматических навыков.
Работу проводили, используя современные методики авторов: Г. А. Каше (1985 г., Т. А/Ткаченко (1999 г., Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (1993 г., Г. А. Ванюхина «Речецветик» (1993 г.) и т. д.
Изучив работы этих авторов, занимающихся проблемами дисграфии и обобщив свой личный опыт, подобрали, классифицировали и добавили к основной программе Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» игры и игровые упражнения, способствующие реализации коррекционных задач при пропедевтике дисграфии. Для выявления предпосылок той или иной формы дисграфии подбирали и использовали различные приемы. Исходя из данных обследования разработали индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут для каждого ребенка.
При обучении использовали звуковой аналитико-синтетический метод, который является одним из главных. В работе с детьми применяли различные формы: индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, подгрупповые - по формированию фонетической стороны речи, а также фронтальные - по обучению грамоте.
Знания, полученные детьми на логопедических занятиях, закрепляются педагогами в повседневной жизни в разных режимных моментах через игры и игровые упражнения. |
Одним из главных условий достижения эффективности коррекционной работы является координация деятельности всех участников педагогического процесса, поэтому стремились заинтересовать и привлечь родителей к решению данной проблемы, использовали для этого такие формы работы, как родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, а также организовывали открытые просмотры занятий.
В результате проделанной работы был накоплен пакет учебно-методических материалов по данной проблеме: перспективные планы для организации работы с детьми, педагогами и родителями, систематизированные и оформленные в картотеки занятия, игры и игровые упражнения согласно направлениям коррекционной работы. Было определено содержание материала по всем направлениям коррекционной работы.
Развитие фонематического восприятия
Использование игр и игровых упражнений:
1. «Услышишь — хлопни».
2. «Кто больше?»
3. «Ответь, где звучит» (внимательный слушатель).
4. «Нужное слово».
5. «Чудесный художник».
6. «Зоркий глаз».
7. «Запоминайка» и др.
Работа над звукопроизношением
1. Обучение изолированному произношению звука.
2. Автоматизация звука в слоге.
3. Автоматизация звука в звукокомплексе.
4. Автоматизация звука в словах, в предложениях.
5. Произношение в свободной, самостоятельной речи.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза на слуховой и зрительной опоре
(использование зрительных символов)
1. Игры на развитие фонематического слуха.
2. Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с использованием зрительной символики.
3. Игры с буквами.
4. Игры, направленные на закрепление образа буквы.
5. Игры, способствующие формированию навыков чтения.
6. Игры, способствующие совершенствованию техники чтения.
Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений
Старшая группа
1. Логопедические раскраски:
а) Раскраски по лексическим темам.
б) Раскраски с кодированием цвета (каждому номеру соответствует свой цвет).
в) Раскраски наоборот (рисунок остается белым, раскрашивается только фон).
г) Раскраски с заданием (подрисовать, что либо к рисунку).
Подготовительная группа
1. Логопедические раскраски:
а) Раскраска с дорисовыванием деталей.
б) Раскраска с дорисовыванием частей на рисунке с зеркальным образцом.
в) Раскраска с дорисовыванием второй половинки рисунка.
2. Раскрашивание наложенных контуров.
3. Штриховка по лексическим темам.
4. Рисование по клеточкам.
5. Игры на совершенствование пространственных и временных ориентировок.
6. Игры на развитие конструктивного праксиса.
7. Игры на развитие тактильных ощущений.
8. Игры на развитие дифференцированности, аналитичности, конкретности восприятия.
Развитие зрительно-пространственных представлений
1. Комплексы упражнений для профилактики зрительного утомления.
2. Игры на развитие представлений о форме и величине предметов.
3. Работа над усвоением пространственных предлогов.
4. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.
5. Игры на узнавание букв в усложненных условиях.
6. Игры на узнавание наложенных изображений.
7. Игры на узнавание реалистических изображений.
Обогащение словарного запаса и развитие лексико-грамматических навыков
Игры:
1. «Найди лишний предмет».
2. «Классификация предметов по картинкам».
3. «Назови лишнее слово».
4. «Скажи наоборот».
5. «Кто как передвигается2.
6. «Чьи хвосты?»
7. «Мой, моя, мое».
8. «Что без чего» и т. д.
В результате проведенной коррекционно-образовательной работы были достигнуты определенные успехи по предупреждению возможной дисграфии у детей. Начиная обучение в школе, они стабильно имеют хорошие результаты по письму и чтению.
Учитель — логопед Акимова М. Н.
МБДОУ № 28