МААМ-картинки

Из опыта работы консультативного пункта «Навстречу друг другу»

Кузнецова Любовь
Из опыта работы консультативного пункта «Навстречу друг другу»

I. Проблема организации взаимодействия с родителями в условиях современного образования.

Слайд 2. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Публикация «Из опыта работы консультативного пункта „Навстречу друг другу“» размещена в разделах

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь его развитию.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Слайд 3. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы.

Слайд 4. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

II. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:

– между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;

– между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

– между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

– между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

Таким образом, новое направление взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих (В. Н. Мясищев).

Поэтому сейчас переходят к новым инновационным формам взаимодействия с родителями. Слайд 6.

III. Работа с родителями в Детском саду № 124

На наш взгляд, наиболее оптимальными, в настоящее время, являются максимально практикоориентированные формы работы с родителями. Они позволяют родителям наиболее максимально включиться в процесс, улучшить понимание тонкостей воспитания и развития детей.

В 2015-2016 учебном году в нашем Детском саду № 124 начал работу консультационный пункт для родителей "Навстречу друг другу". Работу в нем организовывали учитель-логопед Кузнецова Л. М. и педагог-психолог Мякшина Н. В. На некоторых мероприятиях к нам присоединялась социальный педагог Серёдкина Л. А.

Консультативный пункт ДОУ создавался с целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе планирования тематики консультаций мы выявили основные "факторы", которые могут "затормозить механизм развития" ребенка, отрицательно на него повлиять, те факторы, на которые родители могут оказать влияние. Слайд 8.

Организуя работу клуба, мы используем групповые формы взаимодействия с родителями. Проведя пару консультаций в форме лекций для родителей, мы решили, что более продуктивной и интересной будет практическая форма работы.

Например:

1. Консультация для родителей "Бережем здоровье ребенка вместе".

Цель: Знакомство родителей с приемами укрепления здоровья детей.

Задачи:

• Расширить знания родителей о методах укрепления здоровья детей в домашних условиях;

• Познакомить родителей с понятием «Психологическое здоровье ребенка», с методами адекватного воспитания.

В процессе консультации :

Родителей познакомили с понятием "Здоровье", "Психологическое здоровье ребенка";

Родителям предложили к размышлению вопрос: "Влияет ли состояние здоровья ребенка на его развитие? Если влияет, то каким образом?";

Родителям предложили принять участие в мастер-классе по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях".

В завершении консультации родителям были предложены буклеты с игровыми приемами самомассажа лица и рук.

2. Консультация "Что значит любить ребенка?",

Цель: Раскрыть стили воспитания, методы поощрения и наказания детей. Разобрать понятие "дефицит речевого общения

Для реализации поставленной цели была организованна деловая игра с родителями "Поощрение и наказание детей".

Родителей разделили на две команды: Одна за наказание детей, вторая против наказаний. Каждой команде были розданы карточки с различными проблемными ситуациями ( например: Предложите решение педагогической ситуации: В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.) задача каждой команды, рассказать про свои действия в данной ситуации и обосновать их. Родителей очень увлек данный процесс.

Была затронута тема "Дефицит речевого общения в семье", его последствия.

В заключении родителям было предложено просмотреть короткометражный фильм Ролана Быкова "Я больше сюда никогда не вернусь" и обдумать то, как наше повседневное поведение может влиять на ребенка, на его представление о хорошем и плохом.

3. " Мальчики и девочки: два разных мира"

Цель: Знакомство родителей с особенностями развития и воспитания мальчиков и девочек.

На этой консультации мы провели викторину с родителями.

Родители так же были разделены на две команды: воспитывающие мальчиков и воспитывающие девочек. В процессе игры мы с родителями выяснили:

• Какие качества необходимо воспитывать у мальчиков и девочек (Родители собирали "солнышки", лучиками у которых были качества необходимые мальчикам и девочкам).

• Отличия в физическом развитии мальчиков и девочек; (Предлагаем Вам поиграть с нами выполнить одно из заданий. Давайте вместе попробуем разобрать, что характерно для мальчиков, а что для девочек)

• Особенности речевого развития мальчиков и девочек, причины этих отличий;

• Какие сказки нужно читать мальчикам и девочкам, почему. Предложили родителям памятки о том, что читать мальчикам и девочкам.

• Как выбирать подарки мальчикам и девочкам.

У родителей остались положительные впечатления от работы с педагогами. В процессе нашего взаимодействия родители задавали интересующие их вопросы, делились своим опытом воспитания мальчиков и девочек, их особенностях.

4. Квест для родителей "Книга или компьютер?"

Цель: раскрыть значение книги и компьютера в развитии и воспитании ребенка.

Консультация была организованна в форме квеста. Мы с родителями были "пиратами", которые искали "сокровища", которыми являлись знания о правильном использовании книги и компьютеров в развитии детей. Для того, чтобы постичь эти знания родителям необходимо было последовательно выполнять задания и искать подсказки, которые приведут к следующему. Все задания в игровой форме помогали родителям:

• найти плюсы и минусы книг и компьютеров;

• сформулировать правила работы с книгой и компьютерном;

• выявить готовность для работы с компьютером, обучению чтению;

• учили родителей правильно выбирать развивающие компьютерные игры,

• Познакомили с интересными фактами о книгах и компьютерах;

• И просто немного развлечься.

Первым заданием было изобразить на листе бумаги свое отношение к книге и компьютеру. Это задание заставило родителей задуматься над тем, что же для них книга и компьютер и настроило на дальнейшие размышления и доводы, которые были выражены в процессе квеста.

В результате мы подошли к ответу что вопрос Книга или компьютер, уже не актуален, правильнее сказать "Книга и компьютер". Но обязательно под контролем и в меру!

Родители остались довольны такой неформальной формой проведения и отметили, что узнали много нового и интересного на консультации.

5. Игра для родителей "Вовка в тридесятом царстве, грамотном государстве".

Немаловажным фактором гармоничного развития ребенка являются его родители. Их поведение, привычки и, конечно, речь оказывают огромное влияние на ребенка. Наблюдая, в процессе педагогической деятельности, за родителями, их речью, ее оформлением мы пришли к выводу о необходимости провести с родителями "грамоториентированную игру"

На консультации мы с родителями оправилась с Вовкой в Грамотное государство, чтобы проверить свою грамотность и "уму-разуму поучиться".

В процессе выполнения заданий родители еще и получали полезную информацию о значении ударения, интонации, мимики и жестов и прочего в процессе общения.

Родителей разделили на две команды и предложили:

• Поиграть в 4й лишний (выбрать правильную и неправильную форму речи);

• Расставить ударения;

• Продекламировать стихотворение;

• Объяснить, загаданную им пословицу;

• Разгадать зашифрованное сообщение;

• Объяснить слова при помощи мимики и жестов.

В результате мы пришли к выводу о необходимости для родителей следить за правильным оформлением своей речи.

Работа консультационного клуба в детском саду способствовала:

• Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;

• Повышению психолого-педагогической культуры родителей;

• Развитию креативных способностей родителей в совместной деятельности;

• Обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме консультационного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие партнёрского взаимодействия родителей и детей на занятиях парной гимнастики в семейном клубе «Навстречу друг другу» Идея занятий гимнастикой детей с родителями возникла в Чехословакии более 30 лет назад на основе теоретического положения: чем раньше и.

Детско-родительский тренинг в старшей группе «Навстречу друг другу» Цель тренинга: гармонизация детско-родительских отношений. Задачи тренинга: • создать условия для эмоционального сближения членов семьи;.

Конспект физкультурного досуга в первой младшей группе с участием родителей «Навстречу друг другу»Конспект физкультурного досуга в первой младшей группе с участием родителей «Навстречу друг другу» В физкультурный зал, где уже разместились родители и гости, гурьбой входят дети. Каждый ребеночек подходит к своей маме и садится к ней.

Конспект межгруппового развлечения для детей с ОВЗ «Дарите друг другу тепло и улыбки» Цель: развлечь детей, создать атмосферу праздника; способствовать развитию эмоций у детей со сложной структурой дефекта. Задачи: • продолжать.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Давайте говорить друг другу комплименты» Возраст детей: 6-7 лет. Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты» Цель: Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками,.

Конспект ООД в подготовительной группе «Давайте дарить друг другу добро» Геранина Наталья Павловна (воспитатель 1 квалификационной категории) Задачи: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами,.

Конспект занятия-тренинга для детей и родителей в подготовительной группе «Навстречу друг другу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 Золотой ключик комбинированного вида Конспект.

План-конспект практикума с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» План – конспект практикума с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» Цель: создать комфортные условия для эмоционального.

Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп «Друг другу» ГБДОУ №135 Совместный проект второй младшей группы «Светлячки» и подготовительной группы «Колокольчики» «Друг другу» г. Санкт-Петербург,.

Сценарий театрализованного представления «Давайте говорить друг другу комплименты!»Сценарий театрализованного представления «Давайте говорить друг другу комплименты!» Сценарий театрализованного представления с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте говорить друг другу комплименты!»(Старые сказки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы консультативного пункта «Навстречу друг другу»
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 20:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД