Папки-передвижки

Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой

Надежда Бакулина
Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой

Актуальность темы:

Игра является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности, которой принадлежат огромная роль в развитии и воспитании. (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал «игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре ребенок органично развивается, познает важный этап человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми (в семьях их профессиональной деятельности и т. д.). В игре развиваются духовные и физические качества (память, воображение, внимание, дисциплинированность и т. д.). Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Публикация «Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой» размещена в разделах

Цели:

Создание условий для развития и обогащения игровой деятельности детей.

Задачи:

- совершенствовать умение объединяться в группы, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

- развивать умение в создании условий для игры (выбора удобного места, подбора предметов и атрибутов);

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок в этом возрасте становится более инициативным и стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему, намечать замысел, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте (по мнению Н. Я. Михайленко) часто носят еще хаотичный характер, не доводятся до логического конца, сюжеты прерываются, но этот хаос свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявления динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками – партнерами, с партнерами – сверстниками, с партнером – воспитателем).

Помощь детям в развитии и обогащении ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре проявляются через диалог и игровые действия:

- планирование, т. е. создание элементарного замысла, который будет воплощен в игре;

- описание сюжетных событий, способность очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействия;

- повышение речевой активности ребенка и возможность направить ее на сверстника, вступить с ним в диалог, понимать его намерения в игре;

- обустраивание ребенком игры при помощи необходимых атрибутов: сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модули, бруски и т. д., т. е. создаем творческую предметно – развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми (легкие ширмы, удобные ящики с игровыми материалом и т. д.)

- применение в игре методов как прямого, так и косвенного руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности;

- выполнение главной роли (основной, как образец взаимодействия с партнером, вызывая ребенка на активное ролевое поведение;

- выполнение второстепенной роли (дополнительной, где с помощью наводящих вопросов происходит побуждение ребенка к активности, т. е. становление играющим партнером;

- выполнение роли советчика (отход от непосредственного участия в игре, где помощь осуществляется словом, советом.

- постепенное переключение внимания ребенка на играющего сверстника, ввод новых ролей, расширенное представление детей об игровом образе, т. е. забота о получении более высокого уровня игровых умений.

Предварительная работа по обогащению социального (жизненного) опыта детей в повседневной жизни:

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка, в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.

Для выполнения сюжетно-ролевой игры должна быть проведена большая, целенаправленная предварительная работа, в которой будут задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада, которая подготавливает детей к игре.

Обогащению сюжетно-ролевых игр способствуют:

- НОД (ознакомление с окружающим, где важны не только действия, которые выполняют люди данной профессии, но и значимость их труда для окружающих;

- экскурсии, целевые прогулки позволяют поближе познакомиться с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителем данной профессии;

- иллюстрации дополнят все увиденное и услышанное, а также позволят рассмотреть массу деталей, которые не заметили раньше;

- рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения;

- беседы (тематические) призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета (здесь педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо замыслу позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: Как лучше начать игру? Что сделаем вначале? Что будет потом?

- чтение художественной литературы является существенным фактором, влияющим на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, которое проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на себя его свойств и качеств;

- дидактические игры и подвижные игр с правилами помогут детям научиться игровым действиям и поведению также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества;

- театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, быть выразительным в роли (эмоции, мимика, жесты);

- режиссерские игры побуждают детей к созданию элементарного замысла, умение воплощать его в игре, вступать в диалог с партнером, понимать его намерения.

Развивающая предметно – пространственная среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители тоже должны внести свой вклад в ее усовершенствование.

Взаимодействие с семьями воспитанников – важнейшее условие для обеспечения целостного развития личности ребенка, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.

Формы взаимодействия: беседы, анкетирование по теме «Любимые игры вашего ребенка», родительские собрания, праздники, консультации по теме собрания.

Вывод:

Деятельность взрослых по формированию и обогащению жизненного опыта, расширению кругозора детей оказывает положительное влияние на уровень развития его игровых умений и его речевую активность, поэтому в дальнейшем предполагается:

• продолжение работы по развитию игровых умений, развитых культурных форм игры.

• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

• тесное сотрудничество с семьями воспитанников и осуществление взаимодействия с социумом.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» с детьми средней группы I. Задачи руководства: 1) -закрепить знания детей о профессиях связанных с торговлей: продавец, кассир, водитель, грузчик; - закрепить.

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе. Сюжет «На приёме у врача», «Путешествие на автобусе». Цель: создание.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы. Выполнила: Балашова Екатерина Владимировна,.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «День рождения Маши» Сюжетная игра самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает.

Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

План руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «Город мастеров» Видео Тема: «Город мастеров»:( «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Пожарная часть»). Сюжетные игры: «Семья», «Пожарная часть»,.

Реализация проектной деятельности посредством организации сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы ДОУ Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Все осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой
Опубликовано: 16 января 2016 в 22:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД