Получи документы

Картотека игр по логопедической ритмике

Ниткина Виктория
Картотека игр по логопедической ритмике

Логопедическая ритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Сочетание движения, музыки и ритмики на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

Логоритмические занятия направлены на:

-развитие восприятия

-слухового внимания и слуховой памяти

-развитие оптико-пространственных представлений

-развитие навыков координации крупных и мелких движений,

Публикация «Картотека игр по логопедической ритмике» размещена в разделах

-воспитание чувства ритма и темпа

Виды упражнений на занятиях логопедической ритмикой:

I. Вводные упражнения

1)Упражнение «Все пришли?» Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ребята. Все пришли? Ты кто? Дети (поют). Машенька, Владик. Музыкальный руководитель. По порядку рассчитайсь! (Ребенок дотрагивается до ладошек следующего в ряду и пропевает: «Первый», «Второй» и т. д.)

2)Упражнение «Музыкальное приветствие».Музыкальный руководитель (поет с повышением и понижением тона). Здравствуйте! (Дети повторяют.) Музыкальный руководитель (пропевает, одновременно хлопает и топает ногами). Ты кто? Дети (повторяют и поют свое имя). Ксюшенька, Дашенька. Логопед. Что такое Масленица? Дети. Это праздник проводов зимы. Логопед. Зиму провожаем — и какое время года встречаем? Дети. Мы встречаем весну.

3 (Дети входят в сопровождении логопеда в зал, исполняют музыкально- ритмическую композицию «Вместе весело шагать» на мелодию В. Я. Шаинского.) Логопед. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Дети отвечают.) Сегодня хорошее настроение не только у вас, но и у Федоры, ведь вся посуда к ней вернулась! А кто помнит, из какой сказки Федора? Дети. Из сказки «Федорино горе». Логопед. А кто написал эту сказку? Дети. Корней Иванович Чуковский! Логопед. А что за горе было у Федоры? (Дети отвечают.) А почему от Федоры посуда убежала? Дети. Федора не мыла, не чистила посуду, вот она и убежала от нее! Логопед. Федора пригласила нас сегодня в гости. Чтобы быстрее дойти до домика Федоры, мы пойдем сначала по широкой дорожке, затем по извилистой, а потом по мостику. Итак, в путь!

II. Упражнения для развития мимики и орального праксиса

1)Упражнение «Солнышко». Логопед. Посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит. Подняли личико, зажмурили глазки. Улыбнулись солнышку. (Дети выполняют.) Солнышко спряталось за тучку, сразу стало хмуро, пасмурно. (Дети хмурятся) Но вот снова выглянуло солнышко! (Дети улыбаются.) Покажем, как солнышко поднимается и греет лучами землю. Дети (по часовой стрелке «рисуют» руками круг, одновременно хлопают в ладоши, проговаривают). Солнышко, солнышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

2)Упражнение "Бабочка"

Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз, то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.

3)Логопедическая гимнастика "Зайка"

1. «Зайчонок сунул в рот орешек, покатал его за щеками». Рот закрыт. Надавливание языком на внутреннюю сторону то одной щеки, то другой. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет мышцы щек.

2. «Попытался разгрызть». Максимальное откидывание нижней челюсти вниз. Упражнение способствует развитию подвижности нижней челюсти. 29

3. «Выплюнул». Резкий выдох через губы, вытянутые трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед.

4. «Потом взял грибок». Рот широко открыт. Язык присосать к нёбу так, чтобы подъязычная связка была натянута, как ножка гриба. Удерживать язык в таком положений 5—10 с. Упражнение отрабатывает умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука [р], растягивать подъязычную связку.

5. «Пожевал его». Губы в улыбке. Язык широкий. Покусывание краев языка боковыми зубами 10—15 раз. Упражнение способствует расслаблению мышц языка, усилению их кровоснабжения, улучшению иннервации.

6. «Опять выплюнул». Резкий выдох через губы, вытянутые вперед, как при звуке [о]'. Упражнение укрепляет мышцы языка.

Воспитатель! Не вкусная еда у Белки! — подумал Зайчик и поскакал дальше. Тут его окликнула какая-то птица. Отгадайте, какая. Любопытна, белобока, Птица-сплетница. (сорока). Сорока поинтеревалась, куда идет Зайчонок. Малыш сказал, что хочет узнать, какое самое любимое блюдо у разных зверей. — Мы, сороки, обожаем клевать зерно, — сказала Сорока, насыпала Зайчонку в лапку зернышек и полетела, болтая на ходу.

III. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

1)«Деревья»

Только в сказочной стране Лукоморье есть волшебный дуб, который никогда не теряет листвы. Около него ходит ученый кот. Он знает много разных сказок. Надевайте на ноги лыжи, берите в руки палки. Поехали, лыжники! Дети «едут на лыжах» скользящим шагом под звучание любого вальса.

2)«Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как "тряпочки"

3)«Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

IV. Упражнения для развития слухового внимания и памяти зрительного внимания и памяти.

1) Упражнение «ГУДОК»

Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»

Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»

2)«На коне-скакуне»

Зайки за собой убрали,

Хотя чуть-чуть устали.

Ах, какие молодцы!

Отдохните, сорванцы!

Вы на месте посидите,

Хорошенько отдышитесь

3)«Бабочка»

Золотистый мотылек, Дети бегают по залу врассыпную, легко Как летающий цветок, взмахивая руками, как крыльями. Ты лети ко мне, лети Да не сбейся по пути. Приседают, опускаясь на одно колено. А. Бродский

V. Упражнения для развития ритмического чувства

1)«БЕЛКА»

Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та

Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та

Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

2)«ХОДЬБА»

Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.

3)«ХОП!»

Дидактические задачи: развитие произвольности внимания, чувства темпа и ритма.

Методика проведения. Дети сидят в кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.

— Хоп!

По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Основная задача — не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда «Хоп!» должна застать ребенка за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться — кто из них должен сделать следующий хлопок.

Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений рук, кистей, пальцев.

1)«ДРАЖЕ»

Игровой материал: цветочная разноцветная бумага, конфеты «Драже», «волшебная коробочка» (коробка с двойным дном).

Музыкальный материал: «Фея Драже», музыка П. И. Чайковского. (См. Приложение.)

Методика проведения. Дети из цветочной бумаги формируют подушечками пальцев маленькие конфеты-драже и складывают в волшебную коробочку.

Звучит музыка, после чего дети получают из волшебной коробочки настоящие конфеты — «Драже». Раздавая конфеты, педагог оценивает деятельность каждого из детей.

2)Массаж рук «Умывалочка»

Кран открыли — Чик-чик! Дети делают вращательное движение кистью («открывают кран»).

Руки мыли — Шик-шик! Трут ладони друг о друга.

Пусть бежит водичка — С-с-с!

Мы умоем личико — С-с-с! Проводят ладонями по лицу сверху вниз (4 раза).

Мылом мы ладошки трем, Растирают ладонями тыльную сторону.

Полотенцем промокнем.

Вот чистые ладошки. Показывают друг другу ладошки.

Похлопаем немножко. Хлопают.

VI. Упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации.

1)Дети произносят на выдохе звук [ф] как можно дольше. Воспитатель. Нос Зайчонком Ежик вступил в разговор, рассказал, что для него любимое лакомство — яблоко. Добрый Еж дал кусочек яблока малышу и побежал играть с мышками.

2)Как вкусно пахнет на кухне! (Логопед и дети под спокойную народную мелодию поднимают голову вверх (вдох, медленно опускают вниз (выдох).)

3)«Горячие блины». Логопед. Подуем на горячие блины. (Дети медленно набирают воздух через нос. Вытягивают губы трубочкой, дуют на ладошки, не раздувая щек)

VII.Упражнение на пение

«РАЗГОНИ-КА ТУЧИ»

Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа «разгоняет тучи», а другая группа должна изображать тучи и петь за них.

Дети, разгоняющие тучи, громко поют в мажоре и энергично машут руками.

Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи!

Солнце вы закрыли,

Небо засорили,

Землю промочили,

Убирайтесь прочь!

Ответ туч поется тихо, жалобно, в миноре:

Что вы, ребята! Мы не виноваты.

Нелегко на небе жить,

Как же нам не плакать, горьких слез не лить?

Нас ведь солнце обжигает,

Ветер в клочья разрывает,

Молния колет,

Черный гром пугает.

VIII.Речевые упражнения (чистоговорки с движениями)

1)Ду-ду-ду — по тропинке я иду.

Едь-едь-едь — шагает медведь.

Да-да-да — путь найду всегда.

Ды-ды-ды — вижу свет звезды.

Чистоговорка [б — б']

2)Бы-бы-бы — выросли грибы. Дети медленно поднимают руки, развернув кисти ладонями вниз.

Бок-бок-бок — я сорву грибок. Сжимают и разжимают пальцы.

Бя-бя-бя — Зайка, для тебя. Протягивают в сторону правую руку.

Бе-бе-бе — Мишенька, тебе. Протягивают в сторону левую руку.

Ибо-ибо-ибо — скажут все спасибо. Хлопают в ладоши.

Публикации по теме:

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Конспект занятия по ритмике в старшей группе «К Деду Морозу на день рождения»Конспект занятия по ритмике в старшей группе «К Деду Морозу на день рождения» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Группа: старшая Форма организации: подгруппа. Тема: «К деду Морозу на.

Конспект занятия по ритмике в средней группе «Поможем Царевне-лягушке» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Группа: средняя Форма организации: подгруппа. Тема: «Поможем царевне.

Программа по ритмике «Маленькие звездочки» 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Ритмика это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал.

Сюжетно-игровое занятие в старшей разновозрастной группе по ритмике «В гостях у сказки» Сюжетно-игровое занятие в старшей разновозрастной группе по ритмике «В гостях у сказки» Выполнила: Михеева Татьяна Константиновна Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по логопедической ритмике
Опубликовано: 2 июня 2020 в 15:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД