МААМ-картинки

Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]

Светлана Алексеевна Андрюхина
Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]

Фронтальное логопедическое занятие на тему : «Сформировать у детей умение различать звуки [ч] и [щ], подкрепляя их буквами».

Диагноз: фонетико -фонематическое недоразвитие.

Цель: научиться дифференцировать Ч – Щ.

Задачи:

— выработать четкую дифференциацию [ч], [щ] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

— совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие;

— работать над согласованием количественных числительных с существительными;

— работать над навыком построения предложений и связанного текста.

Публикация «Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]» размещена в разделах

Дидактические средства: артикуляционные профили [ч] и [щ]; таблицы с буквами «ч» и «щ» (печатными и прописными); слоговые таблицы; предметные картинки; палочки (спички); зеркала.

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся Самоанализ Примеч.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте дети. Сядет тот, кто назовет часть тела, увеличив размер

(рука, нога, язык) или уменьшив

его

(рука, колено).

Ответы:

рука — ручища, нога — ножища, язык —язычище

ручка, коленочка 1. Задача этапа: организовать начало урока, настроить детей на работу, заинтересовать учащихся

2. Содержание этапа: задание-разминка на закрепление суффиксов

3. Методы и методики, приемы: опрос.

4. Учет результата работы: справились с заданием или нет.

5. Анализ результатов: трудности, возникшие у детей (индивидуальный подход).

2. Знакомство с темой.

— Догадайтесь, о какой букве идет речь?

На расческу

. похожа

Три зубца всего?

Ну что же!

Е. Тарлапан

— Правильно, это буква Щ.

— А теперь о какой букве стихотворение?

Да, вы правильно решили:

Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

— Молодцы! Это буква Ч — печатная.

— Кто догадался, какие буквы будут сегодня в гостях у нас?

Буква Щ.

Буква Ч

Дети отвечают на вопрос 1. Задача этапа: знакомство детей с темой урока.

2. Содержание этапа: стихотворения-загадки.

3. Методы и методики, приемы: беседа.

4. Учет результата работы: дети отгадали загадки или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания,заинтересовала ли деятельность учащихся.

Вывешивается таблица с картинкой расчески и печатной про-писной буквой Щ.

На доске таблица с буквой Ч и картинкой чайки.

См. приложение №1

3. Повторение артикуляционного уклада данных звуков.

— Чтобы правильно писать «ч» и «щ», надо научиться различать соответствующие им звуки, которые вы путаете. Про-изнесите перед зеркалом: [ч] — губы округлены, зубы не смыкаются; [щ] — губы выдвинуты, зубы видны, сближены.

Дети произносят звуки перед зеркалом, повторяют артикуляцию данных звуков 1. Задача этапа: повторение артикуляционного уклада данных звуков.

2. Содержание этапа: характеристика и демонстрация перед зеркалом правильной артикуляции звуков [ч] и [щ].

3. Методы и методики, приемы: проговаривание, демонстрация.

4. Учет результата работы: справляются дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: у кого из учеников возникают трудности на данном этапе и какие.

4. Сравнение звуков [ч] и [щ].

Теперь рассмотрим артикуляционные профили, а затем сравним их.

Дети рассматривают профили, принимают активное участие в работе 1. Задача этапа: выработать четкую дифференциацию [ч], [щ] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

2. Содержание этапа: артикуляционные профили.

3. Методы и методики, приемы: беседа, обсуждение.

4. Учет результата работы: усваивают ученики данный материал или нет, могут ли самостоятельно сравнить данные звуки, найти в чем отличие

5. Анализ результатов: с кем из учащихся необходима дополнительная индивидуальная работа

В процессе обсуждения на доске появляется запись: см. приложение №2.

5. Чтение слогов по таблицам:

Составление и чтение прямых и обратных слогов:

ча, ща, чо, що, чу, щу.

ач, оч, ащ, ощ.

звукосочетаний: ача, аща, ачо, ащо. С переносом ударения: ачу, ище.

Чтение по цепочке, с опорой на зрительный анализатор 1. Задача этапа: — совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез

2. Содержание этапа: слоговые таблицы.

3. Методы и методики, приемы: совместное и индивидуальное проговаривание слогов по таблицам.

4. Учет результата работы: справляются дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.

см. приложение №3

6. Повторение чистоговорок.

Ребята, помогите мне проговорить чистоговорки:

Ча —ща — ча — каша. (горяча).

Чу - щу -чу - колесо. (качу).

Щу - чу — щу — я грибы. (ищу).

Ща - ча — ща — поймаю я. (леща).

Ча — ща — ча — пишу с буквой. (а).

Чу — щу — чу — пишу с буквой. (у)

Повторение за логопедом, добавление недостающих слов 1. Задача этапа: проговаривание чистоговорок с дифференцируемыми звуками.

2. Содержание этапа: чистоговорки.

3. Методы и методики, приемы: индивидуальное и групповое повторение чистоговорки вслух за логопедом.

4. Учет результата работы: все справились с заданием или нет.

5. Анализ результатов: индивидуальные трудности, возникающие у учащихся; необходима ли дополнительная работа с учащимися.

7. Дифференциация на слух [ч] и [щ] при прослушивании стихотворения.

— Послушайте стихотворение. Если услышите [щ], хлопайте один раз; если [ч] — то два раза.

Солнце глянуло сквозь

Щелку,

Свесив огненную

Чёлку.

Вышел еж с сапожной

Щёткой,

Занялся работой

Чёткой.

( Уточнить смысл слов: чёлка, чётко.)

Слушают, хлопают 1. Задача этапа: дифференцировать на слух [ч] и [щ] при прослушивании стихотворения, развитие фонематического слуха.

2. Содержание этапа: стихотворение.

3. Методы и методики, приемы: рассказ.

4. Учет результата работы: все справились с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.

8. Физкультурная минутка.

Чок — щёк — чок — руки на бочок.

Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.

Щёк — чок —чи — так летят грачи. (Взмахи руками.)

Чок — щёк — чок — спляшем гопачок.

Выполняют движения, вслед за логопедом 1. Задача этапа: смена деятельности учеников, эмоциональная окраска занятия.

2. Содержание этапа: стихотворение, сопровождающееся определенными движениями.

3. Методы и методики, приемы: выполнение движений под стихотворение.

4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет, заинтересовала ли данная работа.

5. Анализ результатов: особенности выполнения задания индивидуально каждым ребенком, удалось ли отдохнуть в процессе выполнения задания.

9. Задание на развитие мелкой моторики.

- Собрать из палочек (спичек) часы и щетку.

Выполняют задание логопеда 1. Задача этапа: развитие мелкой моторики пальцев рук.

2. Содержание этапа: счетные палочки (зубочистки).

3. Методы и методики, приемы: наглядная демонстрация на доске.

4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.

10. Разбор слов «часы» и «щетка».

— Разделим слово «часы» на слоги. Сколько слогов в этом слове?

— Какой 1-ый слог? Какой 2-ой?

— На какой слог падает ударение?

— Составьте схему слова «часы».

— Сколько букв в этом слове?

— Сколько звуков?

— Сколько согласных звуков?

— Сколько гласных?

Аналогично проводится разбор слова «щетка

2 слога

1-ча,

2-сы

На второй

Составляют схему

4 буквы

4 звука

2 согласных

2 гласных 1. Задача этапа: работа над звуко - буквенным анализом слов.

2. Содержание этапа: слова «часы» и «щетка».

3. Методы и методики, приемы: беседа, сопровождающаяся записями на доске и в тетрадях.

4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания, над чем необходима дополнительная работа с учащимися.

Аналогично проводится разбор слова «щетка». Весь анализ фиксируется учениками в тетрадь

11. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 со словами «чашка» и «щенок» в именительном и винительном падежах.

Показываются предметные картинки. Ученики должны закончить словосочетание.

— Одна … (чашка)

— Две … (чашки)

— Пять… (чашек)

— Нет одной? (чашки)

— Нет двух? (чашек)

— Нет пяти? (чашек)

Аналогично со словом «щенок».

— чашка

— чашки

— чашек

— чашки

— чашек

— чашек 1. Задача этапа: работа над согласованием количественных числительных с существительными;

2. Содержание этапа: картинки.

3. Методы и методики, приемы: беседа, опрос.

4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.

.См. приложение №4

12. Составление предложений и связанного рассказа по заданным словам: роща,

чаща, бабочка, сачок, грач, щенок, червячок, речка, лещ, щука, черепаха, зайчики.

Составление предложений или текста 1. Задача этапа: работа над навыком построения предложений и связанного текста.

2. Содержание этапа: слова, картинки.

3. Методы и методики, приемы: демонстрация картинок, опрос.

4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.

5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания; оценивается связность предложений, порядок слов и т. д.

Можно приложить картинки

13. Домашнее задание: выучить придуманный на занятии рассказ. Запись задания в тетрадь 1. Задача этапа: объяснение домашнего задания.

2. Содержание этапа: индивидуальные предложения каждого учащегося

3. Методы и методики, приемы: рассказ.

4. Учет результата работы: поняли ученики домашнее задание или нет.

5. Анализ результатов: сколько раз пришлось его объяснять и кому.

14. Итог занятия.

— Чем мы сегодня занимались на занятии?

— Какие звуки и буквы мы учились различать и сравнивать?

Проговаривание артикуляционного уклада [ч] и [щ].

— Чем отличаются [ч] и [щ]?

Оценка работы учеников на уроке.

Работали над звуками «ч» и «щ»

«ч» и «щ»

Ответы детей 1. Задача этапа: подведение итогов занятия.

2. Содержание этапа: вопросы.

3. Методы и методики, приемы: опрос.

4. Учет результата работы: учитывается общая результативность занятия.

5. Анализ результатов: анализируется индивидуальное усвоение темы урока.

Занятие включает 14 этапов. Анализ проводился отдельно по каждому этапу по 5-ти критериям.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]
Опубликовано: 15 июня 2014 в 15:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД