Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Оксана Мальцева
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Расширение «семантического поля слова «Луна».

Тема: Звук «Л» (этап автоматизации).

Цели

:

1. Образовательная:

закрепление правильного произношения звука (в изолированном виде, в слогах, словах) в стихотворении;

2. Коррекционная:

формирование условно – рефлекторных связей на данный акустический образ звука;

3. Воспитательная:

учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

Оборудование

:

• картинки – символы для анализа артикуляции;

• карточки с гимнастикой для развития общей и мелкой моторики;

• мимическая гимнастика «Лунатик» (картинки)

• дерево родственных слов;

• предметные картинки: луна, луноход, лунтик, лунная (поверхность).

• сюжетные картинки: лунатик радуется, лунатик сердится, лунатик напугался, лунатик думает, лунатик удивляется, лунатик плачет, лунатик летит на лунолёте, лунатик читает, лунатик рисует, лунатик поет.

Ход занятия

I.Организационный момент с психотерапией

[/h3]

-Отгадай загадку

Блин в окошко виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел! (Луна)

II.Объявление темы занятия

-Выдели первый звук в слове – отгадке (Первый звук в слове луна «Л»).

- Сегодня, мы будем правильно произносить звук «Л» и полетим на луну.

III.Развитие мелкой моторики

Вокруг земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

Вращение «су-джок» массажера (шара) между ладонями.

Большая желтая луна

Восходит в небе звездном.

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет: - Очень поздно!

Постепенно соединить кончики пальцев, образуя шар. Вытянуть указательный палец правой руки, погрозить им.

IV.Развитие мимических мышц

Мимическая гимнастика «Лунатик»

(по картинкам)

-К нам прилетел гость – это лунатик, житель Луны.

Лунатик радуется.

Лунатик сердится.

Лунатик напугался.

Лунатик думает.

Лунатик удивляется.

Лунатик плачет.

Игра «Какой?»

- обогащение словаря прилагательными (по картинкам)

Лунатик радостный …и т. д.

V.Развитие артикуляционной моторики.

«Лопаточка»

«Индюк»

«Качели»

«Накажу непослушный язык»

VI.Работа над развитием дыхания и голоса.

«Лунный пароход»

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Губы в улыбке. Рот открыт. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не поднимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил и, губы и нижняя челюсть были не подвижны.

-Прокатимся на лунном пароходе.

VII.Произношение изолированного звука: сопряжено с логопедом,

индивидуально.

Игра на звукоподражание «Лунолет»

Руки в стороны, в полет

отправляем лунолет: «л-.л…»

VII.Анализ артикуляции по плану:

губы улыбаются;

зубы заборчиком;

кончик языка поднимается за верхние зубы;

весь язык «чашкой»;

горлышко «звенит»;

воздушная струя слабая, теплая, выходит по краям языка.

VIII.Характеристика звука

- Дай характеристику звуку «л (Звук «Л» согласный, звонкий, твёрдый (обозначается синим цветом).

-Почему звук «Л» согласный? (Потому что есть преграда для воздуха- язык)

-Почему звук «Л» звонкий? (Потому что в горлышко звенит)

IX.Развитие фонематического слуха.

- Прилетели на Луну.

Появляется изображение луны.

-Лунатик принес стихотворение о своей планете – луна, которое мы сегодня выучим наизусть.

-Запомни слова со звуком «Л», которые встретятся в стихотворении.

- Логопед читает стихотворение выразительно (наизусть).

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

X.Закрепление звука в слогах

Игра «Лунатик здоровается» - автоматизация «Л» в прямых слогах и обратных, развитие мелкой моторики.

Все пальцы по очереди здороваются с большим пальцем:

ла, ло, лу, ЛЫ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ.

- Поздороваемся с лунатиком.

XI.Закрепление звука в сло

вах. [/h3]

– Какое самое любимое слово лунатика? Самое любимое слово Лунатика – Луна).

1. Игра «Пятый лишний»

- словообразование, подбор родственных слов к слову «луна».

Луна - лунатик, луноход, лунтик, лупа, лунная (поверхность).

После выделения лишнего предмета (слова) остаются родственны слова. Затем в корень «Лунного дерева» кладется картинка луны, на кроне размещаются картинки со словами лунатик, луноход, лунтик, лунная (поверхность, слова снова проговариваются.

2.

Игра «Что делает лунатик?»

- обогащение словаря глаголами (по картинкам).

3. Игра «Скажи иначе» - обогащение словаря синонимами (по картинкам).

Лунатик радостный – веселый, озорной, смешливый, развеселый, беззаботный, праздничный, оживленный.

Лунатик нерадостный – печальный, унылый, невеселый,

Лунатик испуганный - трусливый, запуганный.

XII.Закрепление звука в тексте

Повторное чтение стихотворения.

После этого логопед читает каждую строчку стихотворения. Строчка проговаривается хором, а потом индивидуально

Логопед задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.

Затем логопед выясняет, какие слова ребенку непонятны, в доступной форме объясняет их значение.

Валун - большой округлый камень.

XIII.Итог занятия.

-Какой звук отрабатывался на занятии.

-Анализ артикуляции по плану.

-Заключительное проговаривание.

- Какие новые слова ты узнал сегодня на занятии?

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Логопедическая игра «Шнурочки правильного произношения»Логопедическая игра «Шнурочки правильного произношения» При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
Опубликовано: 18 марта 2014 в 13:27
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...