Конспект интегрированной образовательной деятельности «Бабушкина кукла» в подготовительной к школе группе

Татьяна Блоха
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Бабушкина кукла» в подготовительной к школе группе

Конспект

Интегрированной образовательной деятельности

На тему: «Бабушкина кукла»

В подготовительной к школе группе

Составила и провела: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Теремок» с. Ново-Троицкое Блоха Т. А.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская.

Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры;

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;

• расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;

• обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок.

Развивающая:

• развивать воображение, художественный вкус.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к образовательной деятельности;

• воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

• воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев.

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: кукла в народном костюме, корзинка, куклы-обереги, мольберт с иллюстрациями способов изготовления куклы-кувадки, мяч, аудиозапись русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени».

Для детей: разноцветные нитки, ножницы, кусочки разноцветной ткани размером 10/20, 10/10 на каждого ребенка.

Предварительная работа: Создание в группе мини-музея «Русская изба». Рассматривание иллюстраций на тему: «Игрушки прошлых лет».

Чтение русских народных сказок. Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки», пословиц о труде.

Словарная работа: расширять словарный запас: оберег, кукла-кувадка; обогащать и активизировать словарь.

Проведение образовательной деятельности

Вводная часть.

Воспитатель собирает всех детей около себя.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной?

(Игрушки) У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).

Основная часть.

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл. Вносит куклу в русском народном костюме и корзинку, накрытую салфеткой.

Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса.

- Здравствуй, Василиса, добро пожаловать к нам в группу!

- Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название?

(Ответы детей: «Баба Яга, «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» и т. д.)

-Я хочу поиграть с вами в интересную игру

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Бабушкина кукла» в подготовительной к школе группе

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с гостьей

Дидактическая игра (с мячом): «Из чего, какой?» (Кукла)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из ваты? (ватная)

Из резины? (резиновая)

Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.

Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам кукол, посмотрите какие они интересные.

(вынимает из корзинки и показывает тряпичных кукол). Они тряпичные.

-Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей (Потому что они сделаны из тряпочек).

Воспитатель: Правильно. Они сделаны из разноцветных тряпочек-лоскутков.

Воспитатель: Таких кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей и внуков, что бы они играли, не плакали и не баловались. Давали ребёнку куколку и говорили: «Поиграй, мое дитя, и не балуйся».

Рассказ воспитателя: Кукол не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. С куклой раньше не только играли, она служила и оберегом, В старину люди верили в нечистую силу. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали куклу-оберег, чтобы она оберегала людей от болезней и нечистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом. Куклу-оберег наряжали, но никогда ей не рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы, все «безликие».

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом разных оберегов)

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила:

- Обереги не могут быть изготовлены для себя.

- Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.

Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.

В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.

Вопросы к детям:

- А вы хотите сделать оберег?

- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).

О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Поиграем в игру «Закончи пословицу». (дети встают по кругу, воспитатель говорит начало пословицы и дает ребенку куклу, ребенок заканчивает пословицу и отдает куклу воспитателю)

Была бы охота… будет и работа.

Долог день до вечера, …коли делать нечего.

Сделал дело, …гуляй смело.

Без труда не выловишь …рыбку из пруда.

Терпенье и труд… все перетрут.

О человеке судят не по делам….а по словам.

Воспитатель: Молодцы. Давайте, все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу-оберег, которая называется «Кувадка». (Дети садятся за столы)

Воспитатель:

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы кувадки. Сейчас мы с вами посмотрим, как можно сделать тряпичную куклу самым простым способом. (показ иллюстрации порядка изготовления куклы)

Сначала мы берем большой лоскут яркой одноцветной ткани размером 1020 см, скручиваем к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив немного от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью другого цвета. Концы нити связываем двойным узлом. Из лоскута другого цвета размером 1010 см таким же образом делаем вторую скрутку. Нитью скрутку стягиваем узлами с обеих сторон, отступив от краев. Середину второй скрутки укладываем между концами первой скрутки до упора в завязанную нить. Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляем между концами первой скрутки яркой нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляем в пышное платье.

Вот кукла готова.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело!

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю

поиграть в игру: «У Маланьи у старушки».

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делала вот так (ребенок показывает любое движение).

Звучит запись русской народной мелодии «Ах, вы, сени, мои сени».

Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ, помогает детям по мере необходимости.

Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Вы заберете их домой и подарите своим родным.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя.

- Вспомните этапы работы.

- Для чего делались куклы-обереги?

- Как называется кукла-оберег, которую мы сделали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Море»Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Море» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Море» Материалы, оборудование. Слайды с изображением моря и морских обитателей;.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Значение чувашских узоров» Программное содержание: Образовательная область «Познавательное развитие»: Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Письмо от Зои и Шуры» в подготовительной группе «Письмо от Зои и Шуры» в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи Обучающие задачи: - закрепить.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя малая Родина» Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка, совершенствование связной речи. Задачи: образовательные: Обогащать, уточнять и активизировать.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Расскажи в рисунке о зиме» Программные задачи. 1. Продолжать учить детей сюжетному рисованию; размещать изображение на листе с в соответствии с их реальным расположением;.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Добрые дела» Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие»; «художественно-эстетическое развитие». Цель: воспитывать эмоционально-положительное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Снеговик» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомая монетка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомая монетка». Цель: познакомить.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе подготовки и демонстрации театральной постановки. Задачи: • обеспечить условия.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Салфетка под вазу» Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Салфетка под вазу» Автор разработки: Еременко Лариса Александровна,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Бабушкина кукла» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 31 марта 2016 в 17:02
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Проект по правовому воспитанию «Дети цветы — жизни»
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М, Алексеева А. С. Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный...