Людмила Романчук
Конспект комплексной НОД по развитию речи с элементами театрализации по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Конспект комплексного НОД по развитию речи с элементами театрализации, обучения грамоте и рисованию, построенного на сюжете русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Автор: Романчук Людмила Васильевна (МБДОУ «Детский сад №33» «Надежда» г. о. Балашиха)
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект комплексной НОД по развитию речи с элементами театрализации по сюжету русской народной сказки „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- «Заюшкина избушка». Театр, театрализация, драматизация
- Темочки
-совершенствование умения разыгрывать знакомую сказку с помощью игрушек, закрепление правильного, отчетливого произношения звуков;
-развитие фонематического слуха, подбор слов с противоположным значением, дальнейшее обучение составлению слов из слогов;
-активизация в речи слов коса, закоулочки, артист;
-становление умения обрисовать предметы (заштриховать их)
Воспитательные:
-обучение умению высказывать свое отношение к героям сказки;
-формирование таких нравственных качеств, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма; воспитание артистизма.
Развивающие :
-развитие речи, логического и образного мышления, памяти;
-развитие интонационной выразительности речи;
-развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование:
1. Игрушки: заяц, лиса, медведь, петух, волк, зайчиха - мама с морковкой, а морковка с секретом.
2. Декорация к сказке : домик лубяной, «ледяной», пенек, панно.
3. Фланелеграф, буквы.
4. Магнитофон.
5. Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка» сделаны родителями и детьми дома (рисунок, поделки с теста).
6. Простые карандаши, половина альбомного листа бумаги, зеркала, трафареты героев сказки для обводки.
7. Книжная выставка сказок.
8. Телефон.
Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.
Игра: «Назови любимую сказку»
Дети садятся на свои места (первые - у кого имена начинаются на гласный звук, потом - у кого имена начинаются на твердый согласный и у кого имена начинаются на мягкой согласный.
-Молодцы, я очень рада, что вы знаете так много сказок.
-А как называются сказки, которые не имеют автора (народные).
-Ребята, вы любите сказки, а сможете угадать сказку по нескольким словам?
Дети, да!
-Давайте попробуем. Тянут - потянут («Репка»)
-Высоко сижу. («Машенька и медведь»)
-Яблонька спрячь нас. («Гуси лебеди»)
-В правое ухо влезла, а в левое вылезла «Крошечка хаврошечка».
-Как выскочу. «Заюшкина избушка»
-Молодцы, сказки знаете. Давайте покажем нашим гостям сказку «Заюшкина избушка».
Дети которые будут играть сказку - артисты. Остальные будут зрителями. В театре и артисты и зрители ведут себя хорошо: не шумят, не кричат. Артисты должны - говорить четко, красиво, правильно, громко.
Беседа по сказке
Кто обидел зайчика?
-Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему? У зайчика появилось много друзей. Сколько?
-Кто пришел на помощь первым?
-Каким по счету пришел медведь?
-Какая избушка была у зайчика, а у лисы?
-Какие нужно делать постройки?
-Какую сказку мы с вами читали, где убедились, что нужно строить добротное жилье («Три поросенка»)
-А что было бы, если бы петушок не прогнал лису?
-Почему зайчик пустил лису?
-А кому верите вы?
-Можно ли верить незнакомому человеку?
-Что победило в сказке - добро или зло?
Игра с героями сказки :
Сказать, где находится герой сказки (петух - на избушке, зайчик - около избушки, медведь - слева от избушки, волк-справа, лиса - за избушкой)
Игра: «Кто здесь лишний и почему?»
(петух - это домашняя птица, а все остальные дикие животные.)
Игра: «Что изменилось и почему?»
(Поменялись местами петух с волком; лиса и заяц и т. д.)
Игра: «Кого не стало?»
(Петуха не стало; волка не стало; лисы не стало и т. д.)
Закрепление антонимов.
-Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса (смеется)
-Волк и медведь трусливые, а петух. (смелый)
-Зимой было холодно, а весной (тепло)
-Зайчик маленький, а медведь (большой)
-Весна пришла, а зима (ушла)
-Избушка у лисы была холодная, а у зайчика (теплая)
И с этим заданием вы справились? Молодцы!
-А теперь, герои сказки, просят, чтобы вы их обрисовали и заштриховали, подпишите свои листочки (напишите свое имя)
Устали, а теперь сделаем физкультминутку.
-Вы у меня очень любите отгадывать загадки. Но сегодня будет еще одно задание; нужно отгадать загадку и отгадку показать (поднять того или иного героя сказки)
Загадки.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает (Петух) Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)
Ходит - бродит злой разбойник без дубинки и ножа. Все в лесу его боятся, кроме дядюшки - ежа (Волк)
Белый на белом написал, где бегал,
Рыжая прочтет - белого найдет (Заяц и лиса)
Работа с зеркалами
Что очень любит медведь (мед) сделаем артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье»
Чем клюет петух? (клювом) Поможем петушку собрать зернышки. «Иголочка»
Лисичка очень хитрая, часто облизывается «Тик - так»
А почему у зайчика такие белые красивые зубы? (он их чистит). Давайте и мы почистим их язычком.
Составление слов, предложений; деление слов на слоги.
-Почему наш зайчик грустный? Он хочет мне что-то сказать. Ребята, зайчик сказал, что лиса, убегая из избушки, все разбросала, а он ведь готовится к школе. Он просит помочь ему составить слово со звуков. Поможем?
-Поможем. У нас же, какая группа?
-Дружная.
-Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки?
-На гласные и согласные.
-Назовите гласные.
-А, о, у, э, ы, и
-Остальные согласные.
-Согласные бывают (звонкие, глухие; твердые и мягкие).
-Составление слова.
-ЗАИНЬКА.
-Характеризуют каждый звук.
-Читают слово.
-Необходимо ввести это слово в предложение.
-Подбор однородных слов (зайка, зайчишка, зая, зайчонок и т. д.)
-А как еще называют зайчика в сказках (зайчишка - трусишка, серенький, бояка и т. д.)
-Молодцы! Вы помогли зайчику подготовиться к школе. Потому что вы какие дети? Добрые, всегда приходите в трудную минуту на помощь.
-Звучит петушиное ку-ка-ре-ку.
-А сейчас петушок приглашает нас поиграть с ним.
Игра "Петя-петушок".
Дети встают в круг. В центре – ребенок - "петушок" с пером в руке.
Петя, Петя-петушок, - дети идут по кругу, внутри круга противоходом шагает "петушок".
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил - дети останавливаются - "петушок" роняет перо перед ребенком, рядом с которым стоит.
Перо Петя уронил.
Кто перо найдет, - дети притопывают правой ногой и говорят слова.
Тот кричать начнет.
"Ку-ка-ре-ку! - говорит ребенок, перед которым лежит перо.
Я быстрее бегу!" - ребенок и "петушок" выходят из круга и встают спинами друг к другу. Все дети хлопают в ладоши и говорят: "Раз, два, три! Беги!". "Петушок" и ребенок бегут в разные стороны, обегают круг. Кто первым успеет взять перо, тот становится "петушком".
Звонит телефон
-Извините, забыла выключить.
-Оказывается, звонит зайчиха, иду ее встречать. Она приносит большую морковку для заюшки.
Морковка с секретом: зайчиха угощает всех «петушком» на палочке и благодарит детей за помощь ее сынишке в подготовке к школе.
Литература:
1. «Заюшкина избушка». Русская народная сказка.
2. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / Сост. И. А. Мазнин, М., 2004.
3. Веселый детский сад /Авт. -сост. В. И. Руденко. Ростов н/Д, 2000.
4. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей, М., 2001.
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.