Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Родословная семьи»

Татьяна Сергеева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Родословная семьи»

Тема: «Реализация проектной деятельности воспитателя, родителей и детей по теме «Родословная семьи»

Направления: познавательно – речевое.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира); коммуникация; чтение художественной литературы; социализация.

Цели: развивать взаимосвязь педагогов с родителями в работе по формированию у детей представлений о родословной;

дать детям знание о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях;

формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;

вызвать интерес, чувство гордости и уважение к предкам, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях и взаимосвязях, знает понятие «родословная», «генеалогическое древо», умеет составлять родословное древо, составляет небольшой рассказ на тему: «Моя родословная».

Материалы и оборудование: презентация на тему: «Жизнь и быт древних славян»;

аудиозаписи: русская народная мелодия «Во горнице», инструментальная музыка

А. Климова;

картинка «Родовое дерево»;

раздаточный материал с картинками, где изображено генеалогическое дерево и фотографии членов семьи детей.

Содержание:

1. Вводная часть.

(Звучит русская народная мелодия «Во горнице», начинается показ презентации)

Воспитатель комментирует презентацию: «Давным – давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.

Славяне были дружелюбными, гостеприимными. Они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали (относились с глубоким уважением, советовались с ним. Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде родителям помочь. Вот так жили наши предки.

И сейчас в наше время все люди тоже живут семьями»

2. Беседа с детьми

Воспитатель: Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь – я».

- Как вы думаете, что это значит?

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

- На кого из родных вы похожи внешне?

- На кого вы похожи характером?

- Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

Недаром говорится в народе: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – счастливая семья».

- Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где живут в согласии. Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищённости, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и быть уверенным, что вас поймут.

Самые близкие ребёнку – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках!», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребёнок заболеет, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родима матушка» - примечают люди.

Папа – тоже самый близкий и дорогой ребёнку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник. С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. «Отец сына худому не научит», - говорится в народе.

Самые старшие и уважаемые члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастёте и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Послушайте, какое хорошее стихотворение про семью знают наши дети.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

В народе есть поговорка: «Семьёй и горох молотят». Так говорили в старину о тяжёлой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

3. Работа с родителями

Воспитатель. А какие пословицы о семье знают наши родители?

(«В семье любовь да совет, там и горя нет»,

«Птица рада весне, а дитя матери»,

«При солнышке тепло, а при матери добро»,

«Русский человек без родни не живет»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,

«У кого детки, у того и заботы»,

«В недружной семье добра не бывает»,

«Семья — опора счастья»,

«В хорошей семье хорошие дети растут»,

«В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»,

«Семья в куче, не страшна и туча»,

«Семья без детей, что цветок без запаха»,

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»,

«В семье, где нет согласия, добра не бывает»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»)

Воспитатель. В русских народных пословицах и поговорках заключена народная мудрость, они подтверждают великую ценность семьи.

4. Беседа по картине «Родовое дерево»

Воспитатель. Посмотрите на эту картину.

Как вы думаете, что здесь нарисовано? Но это не обычное дерево.

Кто знает, как это дерево называется? Правильно: «родовое» или по-другому – «генеалогическое».

А как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать этих людей одним словом? Почему вы так решили?

Давайте-ка вместе рассмотрим и назовем каждого члена этой семьи и попробуем составить «родовое» дерево. Ведь у ваших бабушек и дедушек тоже были родители - ваши прабабушки и прадедушки.

Подумайте, почему люди преклонного возраста расположены внизу, возле корней дерева, а дети – на самой верхушке?

Чем эта семья отличается от вашей? А чем похожа?

Подберите несколько красивых названий этой картине.

4. Составление родового дерева своей семьи (совместная деятельность родителей и детей)

Воспитатель. А теперь давайте вместе с вашими родителями составим ваше «родовое» дерево.

(Родители вместе с детьми подходят к столам, на которых лежит

раздаточный материал с картинками, где изображено генеалогическое дерево и фотографии членов семьи детей и составляют генеалогическое дерево своей семьи. Звучит инструментальная музыка А. Климова)

Воспитатель. А теперь покажите свое родовое дерево и расскажите о своей семье.

(дети рассказывают о своей семье)

Воспитатель. А сейчас наши дети расскажут стихотворение о родовом дереве.

(Дети рассказывают стихотворение Н. Григорьевой «Родовое дерево»)

Родовое дерево я нарисовал.

И на этом дереве всю семью собрал.

Дедушки и бабушки – это корни наши,

Ствол – мои родители и плюс тетя Даша.

Дядю Гришу посадил я на толстой ветке,

На другую примостил попугая в клетке.

Рядом дядина жена, невестка она наша,

А в матроске их сынок, зовут его Саша.

Он двоюродный мой брат и племянник папы,

А приехал в гости к нам из города Анапы.

На верхушке – Мурочка, это кошка наша,

А в бейсболках – это я и сестра Наташа.

5. Итог занятия

Воспитатель. Вот теперь и у вас есть свое родовое дерево.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Если вы будете друг друга любить, уважать, беречь, не забывать, ваше родословное дерево будет всегда живым, крепким, будет расти и расти….

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Родословная семьи»
Опубликовано: 26 января 2014 в 13:12
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...