Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Почва — живая земля»

Оксана Драгункина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Почва — живая земля»

Виды деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Содержание образования: 1. Дать детям представления о том, что верхний слой земли, на которой растут растения, называют «почвой».

2. Познакомить детей со свойствами почвы и ее составом.

3. Закрепить и уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни растений и животных.

4. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Почва — живая земля“» размещена в разделах

Материалы: глобус, вода, разные виды почв, различные ёмкости, маленькие лейки с водой, стаканчики с сухим плодородным слоем, песком, мелкими камешками, черенками растений; увеличительные стекла.

Предварительная работа: Чтение рассказа М. Ильина, Е. Сигала «Чудесная кладовая», посадка семян цветов для клумбы.

ХОД НОД:

- Ребята, как называется наша планета? Показ глобуса. (Ответ детей: земля)

- А что у меня в ведерке? (Ответ детей: земля).

- Что же это получается? Давайте разберёмся.

Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний слой земной коры.

- Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы её можем сохранить. Для этого проведём опыты.

Опыт 1. Для начала возьмите комочек почвы и рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? (тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера) Все?

- Как вы думаете, есть ли в почве воздух? Проведем опыт

Опыт 2. Налейте в банку немного воды и аккуратно опустите туда комочек почвы. Что вы наблюдаете? (На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Это, конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила воздух. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом).

- Ребята, представьте, что прошел дождь. Куда исчезает вода? (она впитывается в почву.)

- Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

(Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.)

- Почему это происходит? (предположения детей)

- В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.

- А что происходит с почвой? (ответы детей)

- После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становится влажным.

Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему? Правильно, они неплотно лежат друг к другу.

- Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой. Физкультминутка

Это легкая забава - повороты вправо, влево, (повороты туловища вправо- влево

Нам известна всем давно - там стена, а там окно!

Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка

Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать! (приседание)

А теперь ходьба на месте, это тоже интересно,

Мы размяться все успели и на место снова сели!

- Вам нравится быть исследователями? (дети отвечают).

- Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода.

Опыт 4. Перед вами стоят стаканчики, в которых сухой плодородный слой, песок, мелкие камушки, то же самое и в других баночках, но все влажное. Из лейки налейте немного воды на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети приходят к выводам:

-в сухой плодородный слой вода впитывается медленно. (рассматривают через увеличительное стекло)

-песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.

-камушки ещё быстрее пропускают воду

Опыт 5. В стеклянную емкость давайте разложим слоями природные образования:

1. гравий, мелкие и крупные камни.

2. песок и мелкие камушки.

3. песок, камешки и немного глины.

4. глина.

5. плодородный слой.

-Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.

- Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки или вовсе не растет? Беседа. Почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной (показ иллюстрации). В другом – глинистая почва. В ней много глины (показ иллюстрации). Бывает почва темная. Её весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы росла трава и ярче цвели декоративные растения (показ иллюстрации). Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет растений: могут расти только те, у которых длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землёй. Называют такие места пустынями. Слышите, как похоже это название на слово пусто (показ иллюстрации).

- Мы с вами выяснили, что в почве есть вода и есть воздух, значит там можно жить. Но кто живет под землей? (Использование иллюстраций)

Дети: Крот (это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых).

Дождевой червь (он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться).

Муравьи (Живут семьями, большая часть находится под землей).

- А как люди используют почву? (Люди выращивают овощи, фрукты.)

Педагог: Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас, человека, других животных. Поэтому почву надо беречь.

- Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать? (Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.)

Подведение итогов.

-О чём мы сегодня говорили?

- Что мы выяснили?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Земля снежного барса» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва - живая земля». Подготовительная группа Подготовила: старший воспитатель.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Весна» Образовательная область: «Речевое развитие» Тема:«Весна» Цель:Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны..

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля - наш общий дом!» подготовительная к школе группа МБДОУ №41 ВОСПИТАТЕЛЬ: МАГОМЕДОВА Ж. Р. 2017г. Конспект.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Части суток. Утро, день, вечер, ночь. Образовательные.

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Славься, земля Кубанская» Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конструкт совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Зеленая елочка-живая иголочка» Тема: «Зеленая елочка – живая иголочка» Возрастная группа: 5 – 6 лет. Форма НОД: совместная деятельность в Центрах активности. Форма организации.

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета»Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета» Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Почва — живая земля»
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 15:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД