Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»

Зинаида Михайловна Толстопятова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Вода и её свойства»

Возраст: старшая группа

Направление: познавательно- речевое

Основная образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи по образовательным областям:

1.«Познание»

- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

2. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач

Методы и приемы:

практические – опыты с водой;

наглядные – схема - картина «Круговорот воды в природе»;

словесные – загадка, беседа, рассказ, вопросы.

Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе», вода - по 200 мл на каждый стол, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, ложки, трубочки, салфетки, камешки, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, масло пихтовое, отвар ромашки, 2 сырых яйца, сосуды разной формы, кусочки льда, аудиозапись «Звуки воды».

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за явлениями природы: дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки; чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем».

Активизация словаря: исследователи, лаборатория, прозрачная, растворитель, твердая, пресная.

Организация детей:1, 4, 6 части НОД – свободная, 2 часть – стоя в полукруге, 3, 5 части – за столами,

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу» (вода).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

2. Основная часть.

- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

- Воды тратится много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («Круговорот воды в природе»).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

3. Опытно-исследовательская деятельность.

Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).

Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой: аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли. Какой на вкус стала вода? (соленая, сладкая). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. Она является растворителем соли и сахара.

Вывод детей: у воды нет своего вкуса, она пресная.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: вода прозрачная.

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением масла пихтового в один стакан и отвара ромашки в другой.

Вывод детей: вода не имеет запаха

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Опыт №3 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Видите ли вы камушек? Камушек в стакане не видно. Какая стала вода?

Вывод детей: вода меняет цвет.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Вывод детей: лед – твердая вода.

Ребята, вода в кранах пресная, а почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё тоже пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

4. Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной рукой, другой - это кроль.

Все как один – плывет дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Сейчас я постараюсь вам это доказать.

5. Опыт №5 «Соленая вода тяжелее пресной»

- Передо мной на столе стоит банка с пресной водой (т. е. с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьму в руки яйцо и опущу в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь я сделаю морскую воду. Для этого нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опущу туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это доказывает то, что солёная вода тяжелее пресной. Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Вот поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

Какие свойства есть у воды?

Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»
Опубликовано: 17 января 2014 в 19:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка народной куклы.
На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья. Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней - Детям...
Фрагмент открытого занятия по развитию речи «Масленица»
Фрагмент открытого занятия по развитию речи"Масленица" Цель: Познакомить детей с народным праздником "Масленица" Задачи: Познакомить с разными жанрами...
Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство, но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно...
Наш семейный отдых в Пекине.
Расскажу как мы отдыхали всей семьей в Китае. Китай большая страна. Я с детства мечтала побывать в жемчужине Востока –Китае. Эта страна привлекала меня своей...
«День защитника Отечества». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: День защитника Отечества Развёрнутое содержание работы: Осуществлять патриотическое воспитание. Формировать элементарные...