Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»

Зинаида Михайловна Толстопятова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Вода и её свойства»

Возраст: старшая группа

Направление: познавательно- речевое

Основная образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи по образовательным областям:

1.«Познание»

- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

2. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач

Методы и приемы:

практические – опыты с водой;

наглядные – схема - картина «Круговорот воды в природе»;

словесные – загадка, беседа, рассказ, вопросы.

Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе», вода - по 200 мл на каждый стол, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, ложки, трубочки, салфетки, камешки, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, масло пихтовое, отвар ромашки, 2 сырых яйца, сосуды разной формы, кусочки льда, аудиозапись «Звуки воды».

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за явлениями природы: дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки; чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем».

Активизация словаря: исследователи, лаборатория, прозрачная, растворитель, твердая, пресная.

Организация детей:1, 4, 6 части НОД – свободная, 2 часть – стоя в полукруге, 3, 5 части – за столами,

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу» (вода).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

2. Основная часть.

- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

- Воды тратится много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («Круговорот воды в природе»).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

3. Опытно-исследовательская деятельность.

Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).

Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой: аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли. Какой на вкус стала вода? (соленая, сладкая). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. Она является растворителем соли и сахара.

Вывод детей: у воды нет своего вкуса, она пресная.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: вода прозрачная.

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением масла пихтового в один стакан и отвара ромашки в другой.

Вывод детей: вода не имеет запаха

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Опыт №3 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Видите ли вы камушек? Камушек в стакане не видно. Какая стала вода?

Вывод детей: вода меняет цвет.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Вывод детей: лед – твердая вода.

Ребята, вода в кранах пресная, а почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё тоже пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

4. Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной рукой, другой - это кроль.

Все как один – плывет дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Сейчас я постараюсь вам это доказать.

5. Опыт №5 «Соленая вода тяжелее пресной»

- Передо мной на столе стоит банка с пресной водой (т. е. с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьму в руки яйцо и опущу в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь я сделаю морскую воду. Для этого нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опущу туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это доказывает то, что солёная вода тяжелее пресной. Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Вот поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

Какие свойства есть у воды?

Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»
Опубликовано: 17 января 2014 в 19:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...