МААМ-картинки

Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник»

Татьяна Ткачёва
Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник»

Цель:

Пополнять литературный багаж детей жанрами художественной литературы.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе и её жанрам.

• Продолжать знакомить с творчеством Л. Н. Толстого.

• Познакомить детей с басней Л. Н. Толстого «Дуб и орешник».

• Учить понимать смысл басни, заключённую в ней мораль.

• Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

• Вызвать у детей интерес к творческой деятельности,

Публикация «Конспект НОД „Чтение басни Л, Н, Толстого „Дуб и орешник“» размещена в разделах

желание создать концовку басни по-своему.

• Развивать общие речевые навыки.

• Расширять и активизировать словарь детей.

• Формировать художественное восприятие литературных произведений

Развитие игровой деятельности

• Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в пере-даче образа; отчетливость произношения.

• Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Материал: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к басне, басня Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», загадки, шапочки дуба и орешника.

Ход:

Вос-ль: ребята, назовите жанры художественной литературы (ответы детей)

Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним из жанров х/л – басней. Что же такое басня?

Басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции.

Что такое басня? Это небольшой рассказ, чаще всего написанный в стихах.

Басня слегка похожа на сказку, но сказка бывает длинная, а басня короче. В ней обычно герои не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

И ещё басня – это живая сценка : в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство, ложь и другие.

Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками, т. е. не говорил прямо о недостатках, а намекал ему и человек догадывался.

У нас в России было немало баснописцев, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. А ещё писал не только рассказы, но и басни писал Л. Н. Толстой.

3. Ребята, сейчас меня внимательно послушайте, скажите ответ и назовите жанр х/л.

Слушай внимательно: дерево это

Всем замечательно. Только лишь летом

Пух его лёгкий повсюду летает

И, зачастую, дышать нам мешает.

(Тополь.)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Кустом в лесу, саду растёт

И белым зонтиком цветёт.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая.

(Калина.)

Очень часто над водою,

Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет.

(Ива.)

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица –.

(Сосна.)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с басней Л. Н. Толстого, которая называется «Дуб и орешник». В ней рассказывается о дереве и кустарнике, которые жили по соседству.

ДУБ И ОРЕШНИК

(Басня)

Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу : «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет,— сказал на это дуб,— и дубок из этого желудя проживет столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживет и трех дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из желудя.

Желудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из желудя поднялся до неба и раскинул шатер на все стороны.

вопросы:

- Кто является героями этой сказки? - Как вы думаете, каким был дуб? А по характеру?

- Каким был орешник? А по характеру?

- Кто оказался сильнее: дуб или орешник? Почему?

- За что был наказан орешник? (ответы детей)

- Каким голосом говорит дуб? (Проговорить фразу из текста).Почему?

- Каким голосом может разговаривать орешник? (Проговорить фразу из текста).Почему?

- Можем ли мы придумать новый конец к этой сказке, где дуб и орешник не враждовали бы между собой? (коллективное придумывание нового конца к сказке)

Воспитатель повторно рассказывает произведение Л. Н. Толстого :

- А теперь послушайте текст еще раз, слушайте внимательно, нам предстоит интересная работа.

Дети при поддержке воспитателя разыгрывают театрализованный этюд, особое внимание обращая на передачу характера героев с помощью мимики, жестов, выразительности речи, на правильность построения диалога.

Воспитатель благодарит детей за активную работу:

- Молодцы! Эту сказку расскажите дома своим родителям.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы». Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин» .

Конспект интегрированной театрализованной НОД по лепке в I младшей группе по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»Конспект интегрированной театрализованной НОД по лепке в I младшей группе по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Конспект интегрированной НОД по лепке в I младшей группе «Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Лепим миску для медвежонка»Цель:.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки» Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки». Цель: учить детей пересказу произведения,.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Конспект НОД по развитию речи «Викторина по рассказам Л. Н. Толстого. Пересказ рассказа «Два товарища» Цели и задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». 2. Формировать умение понимать мораль.

Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» Интеллектуально – развивающее занятие в подготовительной группе – 2015-2016 учебный год Вид: речевое развитие Форма проведения: путешествие.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» 1. Организационный момент. Дети в кругу. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз- прыжок, и два кивка, Два – направо голова,.

Роль Л. Н. Толстого в нравственном воспитании детей Я выбрала несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои – животные и люди.

Спектакль по мотивам басни «Лев и Заяц»Спектакль по мотивам басни «Лев и Заяц» Музыкальный спектакль по мотивам одноименной басни народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы «Лев и Заяц». Цель: совершенствовать художественный.

Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»)Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей») Театрализованное представление «ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей)Действующие лица: Стрекоза, Муравей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 13:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД