Конспект НООД логопедической. «Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»

Татьяна Петрова
Конспект НООД логопедической. «Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»

Конспект НООД логопедической (фронтальной)

по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи и обучению грамоте

"Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

- формировать номинативную лексику по теме «Зимующие птицы»;

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [В], [В’].

Коррекционно – развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением, чувство ритма;

-развивать зрительный гнозис и конструктивый праксис;

- развивать зрительное внимание;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов).

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- обучать детей бережному отношению к природе.

Оборудование: картинки – ворона, свиристель; зеленая, синяя кормушки; деревянная буква В; шнурки на каждого ребенка, картина «Воробьиная стая»; фишки (красная, синяя, зеленая); карточки для игры «Кто спрятался?»; картина «У кормушки»; букварь; музыкальное сопровождение»; ребус.

Содержание организованной деятельности детей:

Логопед: Здравствуйте, ребята. На пороге у нас зима и нам надо подумать о братьях наших меньших. Я вам приготовила загадки, когда вы их отгадайте, узнаете, о ком я говорю

Игра «Подскажи словечко» - развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Птички на деревья сели

Посчитай –ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой… (снегири)

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты ее узнаешь сразу,

Коль заухает … (сова)

Тук – тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук, тук, тук, - в ответ нам… (дятел)

Серый маленький комочек

Чик – чирик! – замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш … (воробей)

- Кар- кар – кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? … (сорока)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это –… (птицы)

Логопед: Назовите птиц, которые вы угадали. Как называют этих птиц?

Дети: Зимующие птицы. (если дети произносят короткий ответ, нужно попросить их ответить полным ответом)

Логопед: Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: Они остаются зимовать, никуда не улетают, эти птицы не боятся холода.

Логопед: Посмотрите, к нам в гости залетели вот эти птички. Кто угадал их? (картинки птиц)

Дети: Ворона, свиристель

Логопед: Послушайте скороговорки про наших гостей.

Конспект НООД логопедической. «Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»

Посмотрите, на вороне Прилетели свиристели

Платье серое, воронье. И в саду засвиристели.

Черненькие перышки Свиристели, свиристели,

На хвосте и горлышке Вмиг рябины опустели

А теперь попробуйте повторить за мной. (повторить скороговорку в медленном, быстром темпе)

Логопед: Ребята, птички к нам в гости прилетели, на улице холодно, голодно, они наверно проголодались, их надо покормить. У меня есть две кормушки синяя и зеленая. Как вы думаете, какая птичка, к какой кормушки полетит? Я вам немного подскажу, в названии этих птиц есть одинаковая буква.

Дети: Ворона в синюю кормушку, свиристель в зеленую кормушку.

Логопед: Давайте произнесем слово ВОРОНА, в названии этой птицы есть звук [В]. Кто даст характеристику этому звуку?

Дети: Это согласный твердый звонкий звук [В], обозначается синим цветом, поэтому ворона полетит в синюю кормушку

Логопед: Молодцы, а теперь слово СВИРИСТЕЛЬ, в названии этой птицы есть звук [В‘]. А этот, какой звук?

Дети: Согласный мягкий звук [В‘], обозначается зеленым цветом, поэтому полетит в зеленую кормушку.

Логопед: Звуки [В] и [В‘] обозначаются буквой В. Вот с ней мы сегодня и познакомимся (показывает на азбуке букву В, деревянную)

Логопед: Давайте вспомним с вами, что такое буква, звук?

Дети: Буквы мы читаем, пишем, звуки мы произносим.

Логопед: Какие бывают звуки и чем они отличаются?

Дети: Гласные – мы их поем, нет преграды для воздуха, согласные произносим отрывисто, здесь есть преграда для воздуха.

Логопед: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими.

Логопед: Молодцы, но мы забыли про наших птичек, пора их покормить.

Пальчиковая гимнастика «У кормушки» - развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Ждут воробьи Упражнение «Птичка», ладони повернуть к

себе, скрестить руки и переплести большие

пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук

разведенными пальцами (крыльями).

У кормушки кормежки. Складывают ладони «подносом», затем выполняют

движения ладонями к себе (подзывают)

Принес им Сережка Идут по столу двумя пальцами (указательным и

средним)

Зерна и крошки. Руки вытянуть вперед, кисти опустить,

перебирать пальчикам, одновременно касаясь

большим пальцем подушечек остальных пальцев,

как будто насыпая птицам зерно.

Логопед: Молодцы, давайте вспомним про нашу букву В.

Палочка,

Рядом две ровные дужки –

Вот и готовы

Очки… для лягушки. (Е. Тарлапан)

Логопед: Выложите из шнурочка букву В

Игра «Наша буква» - развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, профилактика нарушений письменной речи.

(выкладывают букву В из одного шнурка у себя за столом)

Логопед: Посмотрите на нашу букву (деревянную, в какую сторону смотрят ее дужки. Пока вы выкладываете свою букву я расскажу вам сказку про эту букву.

Сказка про букву В Автор — Дарья Луч

В большом высоком доме с названием Алфавит, жили-были буквы. Самая первая, на самом верхнем этаже, жила буква «А», после неё, этажом ниже, жила буква «Б»; а ниже буквы «Б» проживала буква «В» — третья буква Алфавита.

Буква «В» работала почтальоном. Дело в том, что ребята дружили с буквами и постоянно посылали им письма, посылки и разные подарки.

А буква «В» была самая быстрая. Она переворачивалась и вставала на свои два колёсика, вот так и превращалась в машинку и ехала очень быстро, вот так: В – В – В – В – В – В – В – В – В – В – В. Очень быстро она доставляла все подарки буквам от ребят и ребятам от букв.

И вот однажды буква «В» уехала в отпуск на море.

– Поеду, – говорит, – отдохну, на недельку всего. Посмотрю, что будет?

И уехала.

Прошло всего три дня, и вдруг раздался звонок. Это звонили буквы.

– Буква «В», приезжай скорее! Мы уже так долго ждём тебя! На почте уже нет места, куда ставить письма и посылки. Срочно приезжай!

Буква «В» скорее собрала вещи и приехала домой. Потом бегом, быстро поехала на почту, вот так: В – В – В – В – В – В. А там вся комната была заставлена письмами, посылками, и подарками от ребят. И работники почты уже не знали, куда и что ставить.

– Ох! Сколько работы!

Буква «В» опять встала на свои колёсики и превратилась в машинку и стала быстро развозить вещи по адресам – по буквам: В – В – В – В.

Буква «В» работала очень быстро, и уже к вечеру все письма и посылки были развезены.

– Ух! – утёрла пот со лба буква «В», – Как я устала, но зато дело сделала. Сколько сейчас моих друзей-букв сидят и читают письма от ребят. А я устала и пойду спать, отдыхать.

И буква «В» легла спать.

Ей снилось, как ребята и буквы радовались полученным подаркам. А ещё снились вагоны, полные подарков, волны на море, ветер.

b]Логопед[/b]: Молодцы, у всех получилась красивая буква.

Открывайте Логопедический букварь Е. Косиновой страница 31.

Работа по букварю – знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, профилактика нарушения письменной речи.

Помогите червячку отыскать правильную букву, какая она по счету? (четвертая, седьмая)

Читаем по букварю.

Логопед: Молодцы, закрываем буквари, послушайте мою загадку:

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Логопед: К нам прилетели воробьи, посмотрите и все разные, давайте расскажем о них. Будем образовывать слова от названия зимующей птицы воробей (картинка со стаей воробьев)

Игра «Слова одной семейки»- учить образовывать однокоренные слова

Логопед: Как назвать маленького воробья?

Дети: Воробьишко

Логопед: А еще как?

Дети: Воробышек.

Логопед: А как вы назовете большого воробья?

Дети: Воробьище

Логопед: Как можно назвать хвост воробья?

Дети: Воробьиный

Логопед: Стая воробьев

Дети: Воробьиная стая

Логопед: Птенцы воробья

Дети: Воробьята

Логопед: Птенец воробья

Дети: Воробьенок

Логопед: Молодцы, все справились

Логопед: Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях не только воробьиная стая. На улице морозно, зябко, снегу намело много, много и всем птичкам захотелось погреться и подкрепиться. Только посмотрите, наши птички замерзли и от них остались одни силуэты. Кто отгадает свою птичку, у того она оттает. Выбирайте себе птичку.

Игра «Кто спрятался?» - развивать зрительное внимание

(на ковре лежат карточки с одной стороны профиль птицы, с другой сама птица). Логопед: Все угадали свою птичку.

(дети садятся на ковер полукругом, впереди них лежат картинки птиц).

Логопед: Давайте, расскажем о своих птичках. Только слушайте внимательно, я бросаю вам мяч и задаю вопросы, вы возвращаете мне мяч и отвечайте полным ответом.

Игры с мячом:

Игра «Кто как голос подает?» - обогащать и активизировать словарь

Воробей – чирикает Голубь – воркует

Сорока – стрекочет Ворона – каркает

Сова - ухает Дятел – стучит

Синица - свистит Свиристель - свиристит

Игра «Чей, чья, чье, чьи?» - совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных)

Логопед: Дети:

Голова совы Совиная голова

Крылья голубя Голубиные крылья

Клюв вороны Вороний клюв

Гнездо воробья Воробьиное гнездо

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - уметь делить слова на слоги, определять их количество, развивать внимание, быстроту мышления.

Логопед: Дети:

Чиж - 1 слог

Клест 1 слог

Снегирь 2 слога

Свиристель 3 слога

Игра «Назови первый и последний звук» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза

Логопед: Дети:

Щегол Первый звук Щ, последний звук Л

Логопед: Молодцы, все справились, наши птички отогрелись, пора их накормить, давайте посмотрим, что у нас происходит у кормушки.

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики, координации речи с движением с музыкальным сопровождением, развитие навыка хорового пения

«Птички у кормушки» сл. Н. Нищева, муз. Л. Гавришева

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по

Шесть щеглов и голубей, одному пальчику

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Сжимают и разжимают кулачки.

(садятся за столы)

Игра «Кормушка» - совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов)

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку «У кормушки», что делают наши птички? Нужно составить предложение о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги есть ваших предложениях.

Дети:

Дятел сидит на елке. В этом предложении есть предлог НА.

Клест пролетает над кормушкой. В этом предложении есть предлог НАД

Свиристель летит к кормушке. В этом предложении есть предлог К,

Кукушка сидит под веткой. В этом предложении есть предлог ПОД.

Трясогузка скачет от кормушки. В этом предложении есть предлог ОТ.

Снегирь сидит в кормушке. В этом предложении есть предлог В.

Синица выглядывает из – за ветки. В этом предложении есть предлог ИЗ-ЗА.

Логопед: Молодцы, все справились. Наши птички наелись и улетели, но осталось после них вот это послание, оно зашифровано. Давайте попробуем его расшифровать. Вот здесь написано, что надо спасти одного друга. Поможем? Кто справится?

Ребус «Сова» - развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

Логопед: Молодцы, это сова попало в беду и нам надо ее спасти. Нужно выложить это слово

Игра «Собери слово» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза

Логопед: У вас есть фишки, нужно выложить слово СОВА (сначала делают самостоятельно, потом все вместе). Скажите в этом слове есть буква, с которой мы познакомились

Дети: Да, буква В.

Логопед: Послушайте, я произнесу слово СОВА. Давайте определим, какой звук, место его расположения.

Дети: В слове СОВА, звук [В] согласный твердый звонкий, стоит в середине слова, во втором слоге ВА.

С – первый звук согласный твердый звук [С], синяя фишка

О – второй звук, гласный звук [О], красная фишка.

В – третий звук, согласный твердый звук [В], синяя фишка.

А – второй звук, гласный звук [А], красная фишка.

Логопед: Все справились, наша сова спасена и она отправится в лес.

Организация окончания

Логопед: Что мы сегодня делали?

Дети: Мы вспомнили зимующих птиц, помогли им, обогрели, накормили, спасли сову. Познакомились с буквой В.

Логопед: Вы все сегодня занимались хорошо, наступила зима и надо помнить о братьях наших меньших. Вы все приготовили разные кормушки для птичек, сейчас пойдем гулять, повесим ваши кормушки и накормим всех птиц.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Фрукты. Сад»Комплексно-тематическое планирование по теме «Фрукты. Сад» Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 3-ей неделе сентября по лексической.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень»Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень» Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 4-ой неделе сентября по.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НООД логопедической. «Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 22:55
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...