Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники

Юлия Огнева
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники

Основная образовательная область «Коммуникация»

Интеграция с другими областями: «Чтение художественной литературы», «Познание. Природное окружение», «Художественное творчество».

Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о деревьях. Установить связи между изменениями в природе. Уточнить понятие «лиственные, хвойные». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, пурпурно-красный, шелестит, горче пахнет, расстилается.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Оборудование, атрибуты:

Картинки с изображением деревьев лиственных и хвойных. Мнемосхемы для пересказа. Мяч.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением леса осенью, разных деревьев.

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.

Наблюдение за деревьями, листопадом во время прогулки.

Рисование на тему «Деревья осенью»

Последовательность действий

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона:

- Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

«Осенние листья»

Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)

четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)

Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

- Об осени.

- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Речевая игра «Что когда бывает?»

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- идёт долгий дождь

- мороз

- собирают грибы

- идёт первый снег

- жаркие дни

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Что происходит с ними осенью?

- Они меняют цвет, сбрасывают листву.

Почему?

- Становится холодно, мало влаги в земле, зимой листья дереву не нужны, оно «засыпает».

Все ли деревья сбрасывают листья?

- Нет, хвойные остаются зелёными, а лиственные сбрасывают.

Давайте вспомним названия деревьев, рассмотрим картинки и уточним, какие из них лиственные, а какие хвойные.

Дидактическое упражнение «Деревья»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных деревьев.

- Правила такие: если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете руку, а если хвойное, то руки сложены на парте.

- Берёза, клён, ель, липа, дуб, сосна, кедр, тополь, осина.

Хорошо, вы отлично знаете деревья, игра окончена. Кто из вас запомнил, какое дерево я назвала последним?

- Осина. (Картинки всех, кроме осины снимаются с доски)

- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Осина».

Чтение рассказа: «Осина». Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осина».

«Осина»

…Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и ещё горче пахнет в осиновом лесу.

По И. Соколову-Микитову

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- В какие дни хорош осиновый лес? (В ясные осенние дни.)

- В какой окрашена листва? (В пурпурно-красный окрашена листва.)

- Каким ковром расстилаются листья? (Чистым ковром.)

- Что мы видим под деревьями тут и там? (Грибы- подосиновики.)

- Что шелестит под ногами, как пахнет в осиновом лесу? (Папоротник шелестит и ещё горче пахнет в осиновом лесу.)

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей.

Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Используемая литература:

1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта)

2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

4). Л. Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.

Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные слова» ПРОЕКТ “ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ” ВЫПОЛНИЛИ: дети старшего дошкольного возраста Анализ проблемы: при чтении рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники
Опубликовано: 22 октября 2013 в 19:26
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...