Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»

Светлана Липинцева
Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»

Тема «Воздух-невидимка»

Тип: закрепление раннее приобретенных знаний.

Способ организации детей: подгруппа.

Место проведения: групповое помещение.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Длительность непрерывной образовательной деятельности: 20 минут.

Цель: продолжать закреплять и расширять знания о воздухе и его свойствах.

Программные задачи:

Образовательные

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

- область «Познание» : расширять кругозор детей о воздухе (ничто живое не может жить без воздуха) и его свойствах (бесцветный, прозрачный; воздух легче воды, используя опыты и эксперименты

- область «Коммуникация» : продолжать развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)

- область «Социализация» : продолжать закреплять навыки взаимодействия в коллективе

- область «Здоровье» : продолжать формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Развивающие

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта

- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к природе

- воспитывать умение внимательно слушать

- воспитывать интерес к познавательной деятельности

- воспитывать самостоятельность

- вызвать желание детей помочь Карлсону

- воспитывать аккуратность при работе.

Коррекционно-развивающие задачи :

- развивать любознательность, наблюдательность, воображение, активность.

- развивать речь детей.

- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук.

Технологии:

- технология развивающего обучения

- технология экспериментирования

- игровая технология

- здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

Словесный: объяснение в сочетании с показом, инструкция, пояснение, вопросы, художественное слово, беседа.

Наглядно-слуховые, наглядно-зрительные: художественное слово, просмотр мультимедийной презентации.

Практический:самостоятельная работа (рисование, экспериментирование с воздухом и водой).

Оборудование и материалы: игрушка-кукла Карлсон, интерактивная доска, ноутбук, аудиозапись во время проведения опытов и рисования, мультимедийная презентация для проведения артикуляционной гимнастики, уголок экспериментирования, фонарик, две емкости с водой для эксперимента; емкость с водой - «море для корабликов», два подноса, сундучок с игрушками, контейнер с чесноком; таблички с цифрами 1,2,3,4,5 на столах для опытов, воздушные шары для каждого ребенка.

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей; прозрачные стаканы с водой, с крупными бусинами на дне; трубочки для коктейля (2 набора) по количеству детей; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; воздушные шары по количеству детей; бумага для рисования; гуашь 2-3 цвета, кисточки, подставки под кисточки, стаканы-непроливайки с водой, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки, салфетки.

Предварительная работа: Беседы о воздухе и его роли в жизни человека; беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; проведение экспериментов с воздухом; игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе - за ветром, его силой, направлением; чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким; игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»; изготовление корабликов.

Индивидуальная работа: оказание помощи при самостоятельном выполнении опытов и экспериментов.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I.Организационная часть

Воспитатель предлагает детям встать в круг, поприветствовать, улыбнуться друг другу и вместе произнести слова:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться, не лень!

Неожиданно раздается стук, воспитатель показывает игрушку-Карлсона

и ведет речь от его имени:

- Здравствуйте ребята! Я, Карлсон, который живет на крыше. Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас! (Воздух)

Карлсон: Мне постоянно все говорят, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в настоящих ученых и вместе с Карлсоном совершим путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. И мы поможем Карлсону узнать, что такое воздух. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!

Малоподвижная игра «В путь дорогу»

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют.)

Мы учеными побудем (шагают на месте)

Доказательства добудем (кружатся на месте, и садятся на корточки)

Воспитатель: Ну вот, мы и оказались в лаборатории.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, скажите Карлсону, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой? (Ответы детей)

Воспитатель: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. (Обобщает ответы детей).

Карлсон: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Не спеши делать выводы, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: А я вам не верю!

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Карлсону, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух? (Усаживает Карлсона на полку ближе к центру группы).

Дети: Да!

Опыт № 1 «Поймаем невидимку» (с полиэтиленовым пакетом)

(дети подходят к столу №1)

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Для этого мы возьмем пакет, раскроем его, и как будто наберем в него немного воздуха. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? (Ответы детей).

Воспитатель: А если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. И в нем не останется воздуха.

Итак, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет, а потом выпустили его.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: На столе у меня фонарик, я сейчас я попробую посветить на пакет. Что мы увидели? Свет фонарика проходит через пакет?

Дети: Да, проходит.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Итак, мы еще раз вспомнили о таком свойстве воздуха - прозрачный, бесцветный. (Повторить какой воздух? Индивидуальные вопросы детям)

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик». Показ на экране.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт! Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет, когда мы в него поймали воздух? И какой стал, когда воздух мы выпустили?

(Воспитатель обращает внимание детей на экран интерактивной доски. Дети повторяют движения музыкальной артикуляционной гимнастики, показанной на экране: максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в каких предметах может быть спрятан воздух? (Ответы детей)

Карлсон: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!

Воспитатель: Конечно, Карлсон! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!

Карлсон: Ребята, а помогите мне разобрать игрушки из моего сундука, на те, которые плавают, и те, которые не плавают в воде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каких игрушках спрятан воздух? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Где спрятался воздух. Эксперимент.

(дети подходят к столу №2)

Дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают их на два подноса: на один кладут те игрушки, которые, по их мнению, не тонут в воде, на другой – которые могут утонуть.

Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разложили игрушки? Давайте проведем эксперимент - опустим игрушки в воду!

Воспитатель вместе с детьми идут в уголок экспериментирования. Дети садятся по обе стороны стола, где стоят две емкости с водой.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим игрушки в воду с первого подноса в одну емкость, со второго, в другую.

Каждый ребенок принимает участие и опускает игрушки в воду. Во время опыта звучит мелодия воды.

Воспитатель: Итак, что же у нас получилось? (Высказывания детей).

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы помогли Карлсону! Теперь он знает, что предметы, внутри которых есть воздух могут плавать.

Карлсон: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) Давайте проверим! (дети проходят к столу № 3)

Опыт № 2 «Воздух в человеке»

(Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой, на дне которого лежат бусины)

На столах у каждого ребенка прозрачный стакан с водой, на дне которого лежат крупные бусины, и трубочки для коктейля.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканы с водой. Обратите внимание, на дне стакана, лежат бусины.

Воспитатель: Хотите оживить бусины? (Ответы детей) Как можно это сделать? (Ответы детей) Что же нам может помочь? Поможет нам в этом воздух. Что нам нужно для этого сделать? (Ответы детей) Подуть в трубочки. Давайте, попробуем, потихонечку подуть в трубочку. Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши бусины? Они двигаются. Так что же нам помогло оживить их? Да, ребята, это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил бусины двигаться. А откуда взялся этот воздух? Мы сначала вдохнули его в себя, а потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух!

Карлсон: Понятно! Но как он к нам попадает?

Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?

Дети: Через нос и рот.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Молодцы!

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Дети: Нет.

Игра «Кораблики»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. (Приглашает детей к столу № 4, на котором находится емкость с водой «Море для корабликов»). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух своими парусами. Воздух может передвигать предметы. А если не дуть, то как еще можно сделать ветер! (Ответы детей) Давайте, вместе подуем! Молодцы, ребята!

Опыт № 3 «Чем пахнет воздух и может мы ли мы жить без воздуха»

(воспитатель предлагает детям подойти к столу)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Нет. А как же получается, что когда наши повара пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до нашего носа, хотя сам воздух запаха не имеет.

Воспитатель вместе с детьми подходят к столу № 5, на столе стоит контейнер с чесноком, воспитатель открывает его.

Карлсон: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Карлсон! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Карлсон: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! Оказывается он бесцветный, мы его не видим. Чтоб увидеть воздух, его надо поймать. Воздух легче воды. Без воздуха ничто живое не может жить. Полечу, расскажу своим друзьям все, что я сегодня узнал. До свидания! (Улетает)

Воспитатель: До свидания, Карлсон! А нам ребята пора возвращаться из лаборатории в нашу группу.

Проводится повторно игра «В путь дорогу»

Выполнение задания по инициативе и замыслу детей

«Раздуй каплю» (рисование воздухом)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем - капельки раздуем!

Дети занимают свои места, звучит музыка

Воспитатель: На лист бумаги наносим кистью несколько капель жидкой краски (гуашь). Затем берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Можно взять несколько разных цветов, на ваше усмотрение.

Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Пока краска подсыхает, вы пофантазируйте, а затем дорисуйте недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

(Дети выполняют работу, используя различные цвета гуаши на выбор, дорисовать могут фломастерами, цветными карандашами, ватными палочками)

Воспитатель: Молодцы, ребята, интересные получились у вас рисунки!

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что вам сегодня больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Ребята, вы отличные воздухоискатели! Мы помогли Карлсону узнать о том, какой воздух. В результате наших поисков мы обнаружили, что воздух бывает (Ответы детей) Воспитатель обобщает ответы детей:

- прозрачный, бесцветный

- воздух постоянно нас окружает

- воздух невидим, но его можно найти разными способами

- воздух легче воды

- мы с вами дышим воздухом

- воздух есть внутри людей.

Воспитатель: Ребята! Вы сегодня помогли Карлсону и за это он дарит вам воздушные шары.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Невидимка воздух» Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Невидимка воздух» через детское экспериментирование.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Воздух-невидимка» Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа№3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой структурное.

Конспект НОД по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Необыкновенный воздух-невидимка»Конспект НОД по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Необыкновенный воздух-невидимка» .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер. Воздух» Задачи Образовательные: -Знакомить детей с особенностями такого природного явления, как ветер, его свойствами и свойствами воздуха, используя.

Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка» Цель: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место.

ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка» Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное развитие"; "Социально-коммуникативное развитие";"Речевое развитие".

Открытое занятие по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка» Средняя группа Воспитатель МБДОУ «Явасский детский сад №2» Дяшкина Е. В. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Воздух-невидимка» (средняя группа) Познавательное развитие на тему: "Воздух-невидимка" средняя группа Программное содержание: Задачи: Образовательные: Познакомить детей с.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух невидимка» Конспект познавательно – исследовательской деятельности и нетрадиционного рисования в средней группе (4-5 лет) «Пчёлка» Тема «Воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 09:34
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД