Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»

Ирина Кульга
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»

Цель: способствовать развитию фонематического слуха

Задачи:

1) Образовательные:

- закрепить у детей понятия: «звук» и «буква», закрепить знания об отличиях.

- закрепить умение подбирать слова-антонимы.

- закрепить знания детей об обобщающих понятиях.

2) Развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- развивать связную речь.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук и буква Й“» размещена в разделах

- развивать внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.

- развивать мелкую и общую моторику.

3) Воспитательные:

- воспитывать умение слушать товарища.

Ход НОД

1. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель зовет к себе детей. Все рассаживаются на стулья.

Воспитатель и дети громко и четко говорят:

Каждый раз всегда везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. (Приветствие)

Воспитатель: Ребята! Я хочу вам рассказать одну сказку, а вы внимательно послушайте, называется она «Странная буква» :

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.

-Й…Й…Й…

-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама догадайся…

2. Актуализация знаний, умений обучающихся.

Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?

Ответы детей: Да (буква И краткая)

Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)

Воспитатель: На что похожа буква И краткая?

Ответы детей: Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?

Дети: Буква И краткая состоит из четырё х элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка.

Воспитатель: А вы знаете, что буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются. (слоги) :

Буква А пошла в гости к букве Й, получился слог (АЙ) (на доске)

Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ОЙ)

Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (УЙ)

Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог (ЭЙ)

Буква Ы пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)

Буква И пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)

Воспитатель: Молодцы!

3. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: А какой звук обозначает буква И краткое? (на доске)

Ответы детей: Да (звук[Й])

Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.

Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?

Ответы детей: Язычок

Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й] – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если горлышко «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон - звук [Й] - звонкий и всегда мягкий -обозначаем зеленым цветом.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й] – хлопаете в ладоши, если звука [Й] в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)

Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Зверобика» :

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й] :

Ой - ой —мы идем домой

Ай - ай — испекли мы каравай

Ай - ай — в клетке попугай

Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)

Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами предложения. (картинки на доске)

5. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: Теперь сделайте разбор слова ЗАЙКА.

В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]-мягкий согласный, обозначим зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.

Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], (к каждой загадке показывать картинку) :

Цветок раскрылся. Что за чудо!

Ведь девочка глядит оттуда.

Немало бед она познала,

И королевой эльфов стала. (Дюймовочка)

Что за странная машина?

Есть салон, рога и шины.

Не автобус, не трамвай…

Эй, прохожий, не зевай,

Разгадай скорее ребус:

Это новенький. (троллейбус)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Все в Цветочном городке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Беззаботного … (Незнайку)

Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо,

игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик (Кощей)

Кто на жердочке сидит,

Сам с собою говорит?

Кто же это, угадай?

Догадался? (попугай)

Рефлексия

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й])

- Что вы узнали о звуке [Й]? (согласный и всегда мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [Й] (Буквой И краткой)

- Назовите слова со звуком [Й] (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 18:45
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД