Папки-передвижки

Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)

Анастасия Герасимова
Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)

(«Богатство» бабушки Марии)

подготовили: Герасимова А. И. ,Чужайкина Е. Ю.

Задачи:

Образовательные:

продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;

Развивающие:

развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных

произведений; развивать поэтический слух,

умение чувствовать богатство литературного языка;

Публикация «Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором „Маря бабань сюпавчизэ“ (старший возраст)» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами,

прибегая к использованию фольклорного

слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе,

высоконравственное отношениек окружающему миру.

Материал для занятия: изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца,

корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры, блины.

Предварительная работа: знакомство с малыми жанрами мордовского фольклора;

заучивание пословиц и поговорок на эрзянском языке.

Словарная работа: пословица, закличка, изречение, предки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, снова на нашу мордовскую землю пришла осень.

Все рады наступлению осени!

Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы!

Дети, давайте вспомним пословицы об осени.

Дети:

- Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундось мазы цецясо, сексесь – прякасо).

- Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундосьсюпавчисэ, сексесь - кшисэ).

- Весенняя песня осенью завершается (Тундонь морось сексняморави).

- Весной не посеешь – осенью себя проклянешь (Тунда а видят, сексняэсьпрятсюдат).

Воспитатель: Молодцы, дети! Сколько мудрых пословиц вы назвали!

Пословицы – это поучительные изречения.

Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв,

а мудрости в ней целое озеро».

Воспитатель: Ой, дети, пока мы с вами пословицы об осени вспоминали,

погода за окном испортилась.

Как нам не хватает солнышка. Давайте его позовем!

Дети:

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка

(Воспитатель проговариваетзакличку на эрзянском языке)

(Чизэ, листь, листь,

Оев каша пенчмаксан,

Чизэ, листь, листь,

Якстереатякш теть максан!

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотрите, как солнышко засияло!

Пора нам отправляться в

гости к бабушке Марии. Она нас давно ждет.

(Дети проходят в музей «Мордовская изба»)

Бабушка Мария: Здравствуйте, дети! Проходите смелее, не стесняйтесь.

Присаживайтесь! Я вас уже заждалась. Все я в доме прибрала,

все свои дела переделала, по воду сходила,

домашних животных накормила, с огорода урожай собрала.

Хотите узнать, какой урожай я собрала?

Дети: Да, хотим!

Бабушка Мария: Тогда слушайте мои загадки.

У меня есть серая курица,

Несет яички в земляные гнезда (картофель).

(Монь улисермавсаразом

Моданьпизесалыи.)

На грядке медвежьи головы

Без глаз, без ушей (тыква).

(Пандяланг соовтоньпрят,

Сельмевтеме, пилевтеме).

Бабушка Мария: Дети, а вы знаете какие – нибудь загадки об овощах?

Дети: Конечно, знаем.

(Дети загадывают загадки)

Сорок рубашек на ней,

Высокий корень под ней (капуста).

(Ниленьгемень палянзо,

Сэрей корёналонзо).

Дед в земле,

Борода на земле (редька).

(Атясьмодасо,

Сакалонзоушосо).

На грядке кустик,

На каждой ветке красная девица (помидор).

(Пандялангсочувтыне

Эрьватарадсонзоякстеретейтерне).

(Дети загадывают загадки, бабушка Мария показывает им овощи).

Бабушка Мария: Молодцы, какие! Такие умненькие,

все мои загадки отгадали и много своих загадали.

Дети, хотите узнать, что возрождает все живое к жизни?

Дети: Солнышко!

Бабушка Мария: Конечно, вы правы! Молодцы!

Наши предки верили, что добрые силы природы

услышат их и придут им в делах на помощь.

Поэтому они поклонялись солнцу.

Пекли круглые блины, похожие на солнце,

водили хороводы, жгли круглые костры.

(Хоровод «Весенний день» («Тундоньчись»).

Бабушка Мария: Мордовский народ сочинял не только потешки

да песни, но и сказки.

Какие мордовские сказки вы знаете?

Дети: «Девушка-береза», «Лыковый кошель»,

«Серебряный зубок», «Соленый мед».

Бабушка Мария: Молодцы! А сегодня я вам расскажу

новую мордовскую сказку «Мужик и медведь».

(Рассказывание сказки).

Бабушка Мария: О чем рассказывается в сказке?

Как сказка начинается?

Как сказка заканчивается?

Что больше всего вам понравилось в сказке?

Чему учит эта сказка?

Бабушка Мария: Дети, как я рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости!

Какие вы молодцы, знаете так много

из жизни своих предков, любите и чтите культуру своего народа!

За это я вас угощу мордовскими блинами (пачалксеть).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия старший возраст Тема занятия «Автоматизация звука Ш» «Прогулка в весенний лес» Коррекционно-образовательные цели. Закрепить правильное произношение звука.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)» Программное содержание: -закрепить знания детей о различных жанрах устного народного творчества: песнях, сказках, загадках; -развивать у.

Конспект интегрированной НОД «Осенний лес» (старший дошкольный возраст) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ закрепить представления детей об осени и её приметах, об изменениях. происходящих в живой и неживой природе;упражнять.

Конспект НОД «Чтобы быть здоровым» (старший возраст) Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур, закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание,.

Конспект НОД «Наша Родина» (старший возраст) Цель: - дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; - воспитать любовь к родному городу; - вызвать познавательный интерес;.

Конспект НОД. Старший возраст Тема: «Мой родной город» Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-краеведческого воздействия. Задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД по экологии «Осень дарит чудеса» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой.

Конспект занятия «Новогодний калейдоскоп» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Новогодний калейдоскоп» Цель: познакомить с традициями встречи Нового года в разных странах. Задачи: - расширение музыкального.

Конспект занятия по ознакомлению детей с русским фольклором «В гостях у бабушки Забавушки» Программное содержание: учить детей сосредотачиваться на игрушке, сценическом образе, используя при этом различные способы передачи характерных.

НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом» Программные задачи: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)
Опубликовано: 6 января 2016 в 11:11
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД