МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»

Татьяна Безручкина
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»

Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

- формировать умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;

- закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу;

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе „Семейный ужин“» размещена в разделах

- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи, фамилии, имена, отчества родителей и прилагательные, их характеризующие.

- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;

- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.

Материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация со слайдами «Семьи воспитанников». Загадки о членах семьи.

Разноцветные воздушные шары с изображениями на них лиц мужчины - папы, женщины - мамы, мальчика - брата, девочки - сестры.

Корзина с надписью «Корзина добрых дел»; цветы – ромашки на каждого ребёнка, вырезанные из бумаги; серия сюжетных картин «Ужин»; мяч, пиктограммы: «радость», «огорчение», «гнев»; зеркала (на каждого ребёнка).

Предварительная работа с детьми:

Беседа «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий и составление рассказов о своей семье.

Словесные игры: «Как зовут твоих родителей», «Какая мама?»

Дидактические игры: «Как я маме помогаю», «Угадай и назови эмоцию»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим ужин», «Уборка», «Мама приходит с работы»

Чтение разучивание стихов о маме и семье

Рисование «Моя мама улыбается».

Игра «Корзина добрых дел»

Предварительная работа с родителями: Оформление фотоальбома с фотографиями и коллажами по теме «Моя семья».

Планируемые результаты:

• Правильно называет всех членов семьи, знает фамилии, имена, отчества своих родителей.

• Активно участвует в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы по содержанию картин полным распространённым предложением.

• С интересом рассматривает картинки и составляет по ним рассказ.

• Дополняет рассказы сверстников своими предложениями.

• Устанавливает причинно-следственные связи событий, изображённых на картинках.

• Способен понимать и показать с помощью мимики эмоциональное состояние – «радость», «огорчение», «злость».

• Испытывает чувство гордости за свою семью, желание оказывать помощь членам семьи.

Ход НОД.

Вводная часть.

1. Организационный момент: «Эстафета дружбы»

Предлагаю встать всем детям в круг и взяться за руки, передавать, как эстафету, рукопожатие.

Воспитатель: Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всегда!

Сюрпризный момент «Воздушные шары». На них изображены лица: мужчина – это папа, женщина – это мама, мальчик – это брат, девочка – это сестра.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе разноцветных воздушных шаров и на них ещё что-то нарисовано. Давайте их соберём: только в определённой последовательности. Послушайте мою загадку:

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая.

Дети: мама.

Воспитатель: Принесите сюда шарик, где нарисована, по-вашему мама.

Дети находят нужный шарик и приносят его.

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою следующую загадку:

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый.

Дети: папа.

Воспитатель: Найдите такой шарик.

Дети находят шарик и приносят.

Воспитатель: Продолжаю загадывать загадки:

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая…

Дети: сестрёнка.

Дети приносят шарик с изображением девочки.

Воспитатель: Ну и ещё одна загадка:

Должен вам признаться я

Есть приятель у меня

Но надёжней во сто крат

Мой защитник

Старший…

Дети: Брат.

Приносят последний шарик.

Воспитатель: Как вы думаете, как одним словом можно назвать тех, кто изображён на этих шариках?

Дети: Семья.

Воспитатель: Предлагаю связать все эти шарики одной нитью – «семейной»

Дети вместе с воспитателем связывают шарики ленточкой.

Основная часть

Словесная игра: «Назови членов своей семьи»

Воспитатель: А у вас есть семья.

Дети: Да.

Обращаю внимание детей на экран:

Воспитатель: Посмотрите на экран. Чья это семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Зайцевых)

Юля: Это моя семья.

Воспитатель: Назови членов своей семьи, фамилию, имя и отчество своих родителей.

Юля: Это моя мама – Зайцева Ирина Юрьевна, мой папа – Зайцев Сергей Николаевич и мой брат Артём.

Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Цветковых - коллаж)

Кирилл: Это моя семья.

Воспитатель: Кто на этих фотографиях изображён?

Кирилл: Это я и мама. Её зовут Анна Сергеевна. А здесь папа и сестрёнка Ксюша. Папу зовут Андрей.

Воспитатель: А в серединке это кто?

Кирилл: Я и Ксюша, моя сестра.

Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением Валиной семьи)

Валя: Моя.

Воспитатель: (показываю указкой на маму) Это кто, Валя?

Валя: Моя мама.

Воспитатель: Как её зовут?

Валя: Наташа.

Воспитатель: А это кто? (показываю на папу)

Валя: Папа Алёша.

Воспитатель: А это? (показываю на Валю)

Валя: Это я, Валя.

Воспитатель: Какая у вас, ребята семья?

Дети: Дружная, весёлая, крепкая, надёжная.

Воспитатель: А как можно показать, что семья крепкая?

Дети: сжать кулачки, скрепить пальцы в замок, обнять себя крепко-крепко (показывают).

Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.

Этот пальчик большой –

(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой,

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Вот какая у меня

Дружная семья!

(Сжать руку в кулак несколько раз)

Беседа по серии сюжетных картин ( Составление отдельных предложений по каждой картине)

Воспитатель: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную.

Посмотрите на эти картинки (выставляю серию сюжетных картин по теме «Семейный ужин»)

Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток изображено на картинках?

Дети: Вечер.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: (варианты ответов)

-Дети пришли из школы или из детского сада.

- На часах 6 часов.

-Родители уже вернулись с работы.

Воспитатель: Какие имена вы бы дали детям?

Дети: Саша и Маша.

Воспитатель: Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время?

Дети: Ужин.

Воспитатель: Что стала делать мама? Зачем?

Дети: Мама стала заваривать в чайник чай, чтобы к ужину он успел завариться.

Воспитатель: А что стали делать дети?

Дети: Помогать маме.

Воспитатель: Какую работу выполняет Саша?

Дети: Саша чистит картошку.

Воспитатель: а что можно приготовить из картошки на ужин?

Дети: суп картофельный, подарить картошку, картофельное пюре.

Воспитатель: А чем занята Маша?

Дети: Маша моет под краном огурцы и помидоры.

Воспитатель: Что она будет делать?

Дети: Она будет делать салат.

Воспитатель: Кого вы не увидели в кухне за работой?

Дети: Папу.

Воспитатель: А чем в это время занимался папа?

Дети: Папа в это время занимался уборкой, пылесосил пол.

Воспитатель: Когда всё было готово, что сделала семья?

Дети: Семья сели ужинать.

Воспитатель: Как можно закончить наш рассказ?

Дети: Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином. Они рассказывали, как прошёл день, что было интересного.

Воспитатель: Как бы вы назвали этот рассказ?

Дети: Ужин. (семейный ужин)

Воспитатель: Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?

Дети: Стали вместе убирать со стола и мыть посуду. А потом пошли смотреть телевизор, делали уроки и играли всей семьёй.

Воспитатель: А, может быть, они отправились на вечернюю прогулку и даже делали там зарядку?

Давайте тоже встанем и сделаем вместе с ними зарядку?

Физкультминутка»Семейная зарядка»

Осенью, весною (Ходьба по кругу)

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, (Поднять, опустить руки)

Папа бодро приседает (Приседания)

Повороты вправо – влево (Повороты туловища)

Делает мой братик Сева.

Ну, а я бегу трусцой (Бег по кругу)

И качаю головой.

Воспитатель: А в вашей семье помогают друг другу?

Дети: Да.

Игра: «Корзина добрых дел»

Воспитатель: А давайте сегодня корзину добрых дел заполним добрыми семейными делами? Символ семьи – это ромашка. Вы берёте со стола одну ромашку, называете, как вы дома помогаете и опускаете цветок в корзину.

Саша В. : Я помогаю маме мыть посуду. Вместе с папой и старшим братом ходим за продуктами в магазин.

Юля: Я помогаю готовить ужин.

Коля: Я помогаю делать уборку.

Кирилл: Я помогаю делать ремонт.

Лиза: Я накрываю на стол.

Илья: Я поливаю цветы и протираю пыль.

Совместное составление рассказа по серии картин.

Воспитатель: Кто теперь хочет составить рассказ «Семейный ужин» по этим картинкам?

Саша Еф. : Вечером вся семья собралась дома. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку. Маша помыла огурцы и помидоры. Мама стала заваривать чай. А папа пылесосил в комнате.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

Воспитатель: Кто хочет ещё рассказать. Может быть, что-нибудь дополнить своего к Сашиному рассказу.

Саша В. : Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином, рассказывали о том, что интересного произошло с ними днём.

Рассказы других желающих ответить детей.

Заключительная часть:

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше всего?

Как называется рассказ, который составляли по серии картинок?

Дети: Семейный ужин.

Воспитатель: Как должны относиться члены семьи друг к другу?

Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.

Психогимнастика

Воспитатель: Что чаще всего бывает в вашей семье: родители больше радуются или огорчаются? Посмотрите на эти эмоции, назовите их (предлагаю рассмотреть эмоции)

Дети: радость, огорчение, злость.

Воспитатель: Я сейчас раздам вам зеркала, а вы попробуйте изобразить все эти эмоции на своём лице.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А сейчас я буду называть возможные ситуации, которые могут произойти или происходили в вашей семье. А вы подумайте и покажите, как отреагируют на это ваши родители.

1)Вы съели на завтрак всю кашу (радость)

2)Вы подрались с другом (злость или огорчение)

3) Вы помогли маме вымыть посуду (радость)

3)Разбросали по комнате все игрушки (огорчение)

4)Полили вместе с мамой цветы (радость)

5) Нагрубили бабушке (огорчение)

6) Нарисовали и подарили папе красивый рисунок (радость)

7) Перед сном пожелали всем «спокойной ночи» (радость)

8) Порвали новую книжку (злость, огорчение)

9)Хорошо вели себя в детском саду (радость) Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось сегодня выполнять?

Дети: (варианты ответов): искать воздушные шарики, отгадывать загадки, рассказывать о своей семье, составлять рассказ по картинкам, рассказывать, как помогаем дома родителям, показывать мамино и папино настроение в разных ситуациях и другие.

Воспитатель: Молодцы! Мне понравились ваши ответы и ваши рассказы. За это я ва подарю много воздушных шаров. Можете играть с ними, а можете тоже нарисовать на них свою семью.

Раздаю детям воздушные шары.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Конспект НОД «Насекомые» по развитию связной речи в старшей группе «Насекомые» (итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе) Цели: Образовательная: закрепить знания о жизни.

Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна» .

Конспект НОД по развитию связной речи в первой младшей группе «В гостях у колобка» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» Цель: создать условия для развития связной речи детей в процессе ознакомления с окружающим.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа о бабочке Цель: составление описательного рассказа о бабочке с помощью опорной схемы. Задачи: Коррекционно-образовательная: обучать составлять описательный.

Конспект НОД в средней группе по развитию связной речи «Что мы знаем о профессиях на транспорте» Задачи: 1. Образовательные: Учить детей рассказывать о профессиях на транспорте с опорой на картинки. 2. Развивающие: развивать у детей связную.

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию связной речи «Скворцы прилетели» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Конспект НОД по развитию связной речи.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Программное содержание: -Развить связную монологическую речь. -Учить употреблять в речи сложноподчиненные предложения, -упражнять в выражении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 22:07
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД