Конспект НОД по речевому направлению «Грамота в осеннем лесу» (для детей старшей группы)

Светлана Белая
Конспект НОД по речевому направлению «Грамота в осеннем лесу» (для детей старшей группы)

I. Цели:

- закрепить знания детей о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках;

- продолжать обучение детей звуковому анализу слова;

- обучить умению сравнивать слова по их звуковой структуре;

- упражнять детей в произношении слов с заданным звуком;

- воспитывать у детей любовь к животным и желание помогать в трудное для них время года.

II. Демонстрационный материал:

- игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу»;

- магнитная доска;

- указка;

- наборное полотно со схемой четырёхзвукового слова;

- картинка слова «утка».

III. Раздаточный материал:

- веера с буквами для каждого ребёнка;

- пеналы для звукового анализа;

- картинки слова «утка»;

- простые карандаши;

- листы с заданиями.

IV. Содержание образовательной деятельности:

Вступительная беседа.

Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом перед экраном мультиме-дийной установки для демонстрации игрового компьютерного приема. У каждого ребенка веер с буквами для обратной связи.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Верно. Как называется осенний месяц?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Какой по счёту этот осенний месяц?

Дети: Третий.

Воспитатель: (смотрит на мобильный телефон) Дети, лесные жители прислали нам СМС, они приглашают нас на прогулку в лес. В СМС написано, что мы сможем попасть в лес с помощью волшебных вееров. Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем в лес гулять.

(дети повторяют)

Воспитатель: Открывайте глаза, сейчас мы узнаем, кто пригласил нас в лес на про-гулку.

(воспитатель демонстрирует игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу», слайды меняются по щелчку)

Лиса: (слайд без изображения) Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живу, вас в гости зову. Кто я? (Лиса)

Дети: Лиса.

(на слайде появляется лиса)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «лиса», покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий мягкий.

Воспитатель: Дети, в лесу еще кто-то есть.

Волк: (слайд без изображения) Я хожу-брожу по лесу без дубинки и ножа.

Все в лесу меня боятся, кроме дядюшки Ежа.

Кто я? (Волк)

Дети: Волк.

(на слайде появляется волк)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «волк»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Воспитатель: Верно. А кто еще там скачет?

Белка: (слайд без изображения) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. Кто я? (Белка)

Дети: Белка.

(на слайде появляется белка)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «белка»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель: Правильно. Там еще кто-то есть.

Заяц: (слайд без изображения) Это я – зверь лесной,

Притаился под сосной,

И стою среди травы,

Уши больше головы. Кто я? (Заяц)

Дети: Заяц.

(на слайде появляется заяц)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «заяц»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Воспитатель: Что это за шум в лесу?

Кабан: (слайд без изображения) Я туда-сюда хожу,

Жёлуди ищу в лесу. Кто я? (Кабан)

Дети: Кабан.

(на слайде появляется кабан)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «кабан»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, глухой, твёрдый.

Воспитатель: Дети, гуляя по лесу, мы вышли к лесному озеру.

Воспитатель: В озере кто-то плавает. Как вы думаете, кто это?

Дети: Утка.

Воспитатель: Наверное, она не смогла улететь на юг, потому что у неё сломано крылышко? Как её зовут?

Дети: Серая Шейка.

Серая Шейка: Да, это я. Мне грустно, что я осталась одна. А можно ли слово «утка» превратить в слово «утки»?

Воспитатель: Хорошо, Серая Шейка, сейчас мы попробуем это сделать. Дети, при-саживайтесь на свои места за столы. Сначала сделаем звуковой ана-лиз слова «утка».

(дети садятся за столы, один ребёнок работает у доски, на доске висит картинка утки)

Воспитатель: Сколько звуков в слове «утка»?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Какой первый звук: гласный, или согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается? Поставьте нужную фишку.

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Какой второй звук в слове «утка»?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?

Дети: Твердый.

(в случае затруднений воспитатель поясняет:

«Послушайте: т, т,. В слове «утка», звук твёрдый, или мягкий)

Воспитатель: Какого цвета фишкой можно обозначить твёрдый согласный звук?

Дети: Синего.

Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?

Дети: Т’.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «утка»?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?

Дети: Твердый.

(в случае затруднений воспитатель поясняет:

«Послушайте: к, к,. В слове «утка», звук «к» твёрдый, или мягкий)

Воспитатель: Какого цвета фишкой мы обозначим твёрдый согласный звук?

Дети: Синего.

Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?

Дети: К’.

Воспитатель: Какой последний звук в слове «утка»: гласный, или согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается?

Дети: Красного.

Воспитатель: Поставьте нужную фишку. Дети, вы сегодня первый раз разбирали слово, в котором и в начале и в конце стоят какие звуки?

Дети: Гласные.

(на доске у воспитателя и у детей на столе наборные полотна с моделями слова «утка»)

Воспитатель: Дети, а теперь подумайте, какую фишку нужно заменить, чтобы из слова «утка» получить слово «утки»?

Дети: Надо поменять красную фишку на зелёную.

Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте посмотрим, как идут дела у Серой Шейки.

Серая Шейка: Спасибо, ребята, за работу. Теперь я не одна. А вам я предлагаю от-дохнуть и немного побыть зайчатами.

Физкультминутка «Серые зайчата»

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке,

Прыг-скок, прыг-скок.

(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Продолжим путешествие по лесу. Возьмите картинки с изображения-ми растений и обведите карандашом только те растения, в названии которых есть звуки Р и Р’.

(во время работы звучит тихая музыка: «звуки природы»,

один ребёнок работает у доски, обводит маркером нужные картинки)

Воспитатель: А теперь сверим, правильно ли выполнено задание.

(воспитатель опрашивает детей)

Воспитатель: А теперь проходите на ковер.

(воспитатель демонстрирует последний слайд)

Звери: Вы хорошо поработали. Вам понравилась прогулка по лесу? Прихо-дите к нам еще. До свидания.

Дети: Ответы детей.

Итог занятия.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесу, нам пора возвращаться в группу. Как мы сможем вернуться?

Дети: С помощью волшебных вееров.

Воспитатель: Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:

Раз, два, три, четыре, пять,

В нашей группе мы опять.

(дети повторяют)

Воспитатель: Вот мы снова в группе. Скажите, пожалуйста, что мы делали в лесу?

Литература:

1. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.

2. Звери картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов» Обучение звуковому анализу слов. Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому направлению «Грамота в осеннем лесу» (для детей старшей группы)
Опубликовано: 1 марта 2014 в 22:37
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...