Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в сказку»

Елена Мунтян
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в сказку»

Предварительная работа:

• чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики» и «Репка»,

• знакомство с пословицей «На чужой каравай, рот не разевай»;

• Оснащение группы предметами из русских народных сказок;

• Знакомство детей с артикуляционными упражнениями «наказать непослушный язычок»(в нашей работе это упражнение называется «месим тесто», испечем блинчики», «вкусное варенье».

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы „Путешествие в сказку“» размещена в разделах

Программное содержание: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Продолжать развивать умение образовывать прилагательные от существительных. С помощью суффикса -оч- образовывать уменьшительно ласкательную форму существительного. Знакомить и обогащать речь детей при помощи пословиц и поговорок. Развивать умение составлять описательный рассказ; рассказывать, соблюдая композицию и порядок появления героев в сказках. Развивать артикуляционный аппарат и умение дифференцировать звуки ж и ш в словах. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. А так же отзывчивость, дружелюбие и коммуникабельность.

Словарная работа: сказочница, присказка, полозья, выводить песни, драть лычки, лубяной дом, смелый, отважный, валяться, злые чары.

Материалы и оборудование: атрибуты сказок «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики». Картинки: гребень петуха, хвост лисы, уши зайца, лапы медведя. 9 цветков, по числу детей, на каждом из цветков снежинка (комочек из ваты) Каждый цветок из 6 овальных лепестков разной величины (цвет не имеет значения, круглая, крупная, жёлтая середина – модель сказки «Репка».

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчики, напротив макет избушки. Звучит негромкая музыка. Занавеска на оконце открывается и появляется Сказочница, а русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я Сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Ответы детей.

Сказочница: сейчас я расскажу вам интересную сказку. Вы знаете как начинаются сказки?

Дети: Жили- были, В некотором царстве в некотором государстве… .

Сказочница: Правильно. Но как говорит народная мудрость «Без присказки сказка, что без полозьев салазки.». Поэтому начну я свой сказ так:

Лиса по лесу ходила,

звонки песни выводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

Это присказка, а сказка будет дальше…

Ой! Какую же сказку я хотела вам рассказать? Непомню!

Что же делать? Вы ребята поможете мне вспомнить сказку?

Ответы детей.

Сказочница: для этого нам придётся отправиться в сказочное Тридесятое царство. А чтобы мы не заблудились, нам поможет волшебный клубок. Давайте скажем волшебные слова и в путь (воспитатель чётко и медленно читает слова и говорит, что нужно при этом делать, далее дети совместно с воспитателем произносят слова и выполняют движения):

Жи-жи-жи, клубочек службу сослужи. (хлопать в ладоши в такт)

Ажи-ажи-ажи, дорогу в сказку укажи. (повороты вокруг себя) .

Воспитатель катит клубочек, дети взявши «дружка» идут со словами:

Большие ноги идут по дороге,

Топ- топ- топ, (идут с высоким подниманием колен)

Топ- топ- топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ, топ, топ, топ, топ (бегут маленькими шашками на носочках)

Топ, топ, топ, топ, топ.

Сказочница: Смотрите! Куда это мы пришли, что это за сказка?

Перед детьми на фланелеграфе изображены две избушки, заяц и лиса.

Ответы детей.

Сказочница: Посмотрите и скажите мне какая избушка у зайчика? (Лубяная). А что значит лубяная?

Лубяная – сделанная из липовой коры, то есть деревянная.

Значит какая избушка у зайчика? (деревянная)

Избушка лисички сделана из льда. Значит она какая? (Ледяная)

Далее ведётся работа по словообразованию, с карточками:

- Гребень петуха – Какой это гребень, если он у петуха? – петушиный,

- Лапы медведя – Какие лапы, если они у медведя? – медвежьи,

- Хвост лисы – лисий,

- Уши зайца – заичьи.

Сказочница:[/i] ребята, а какая лиса в этой сказке?

Дети: хитрая, злая, рыжая…

Сказочница: И только? (зачитывается отрывок из сказки, где рыжая плутовка убегает).

Дети должны догадаться, что она испугалась, значит она трусливая)

Сказочница: Скажите кого испугалась рыжая плутовка? Как мы можем назвать его поступок (смелый) значит и петушок какой? (смелый, отважный)

Не зря люди говорят «Смелость города берёт»! Можно быть маленьким, но смелым и настойчивым.

Какой меткой пословицей мы можем лисоньке дать наш совет (наказ?

Дети: «На чужой каравай рот не разевай»!

Сказочница: Хорошая сказка, но не та которую я забыла, пора дальше в путь. Давайте скажем нашему клубку волшебные слова, что бы указал он нам куду идти. (повторяется волшебные слова).

Что бы привлечь внимание детей клубок катит один из них.

На полу раскиданы вёдра одно большое, другое маленькое и морковка.

Сказочница: Почему здесь всё валяется (небрежно лежит, не на своём месте? Что здесь произошло? Не ужели это тоже сказка?

Дети должны выделить основную сюжетную линию знакомой сказки и назвать её («У страха глаза велики»).

Сказочница: посмотрите это ведро маленькое, а это (указывая на большое?

Как мы назовем маленькое ведро? (Ведёрко)

Что это за овощ? (Морковь, морковка) А как мы скажем о маленькой моркови (морковочка).

Сказочница: Как вы мне много рассказали и наверное устали и проголодались.

Артикуляционная гимнастика для языка:

Сказочница: давайте сначала «замесим тесто».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та. ; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя. ; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Из теста мы с вами «напечем блинчиков».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб «варенье с губ убрать»,

Ротик нужно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Сказочница: Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Сказочница: полакомились блинами и пошлите ребятки дальше забытую сказку искать.

Повторяются волшебные слова. Кто- то из детей катит клубок.

На пути у детей цветочная поляна( 9 цветков по числу детей). На каждом из цветков снежинка (комочек из ваты).

Сказочница: смотрите, мы попали на заколдованную поляну, на цветах лежат снежинки, давайте их сдуем, что бы наши цветы согрелись

Описание упражнения: Держа цветок с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Важно дуть не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Сказочница: смотрите какие необычные цветы, лепестки у них все разные. Может здесь мы найдем забытую сказку. Давайте перевернём цветочки, может там что нибудь есть.

На одном из цветков написана загадка:

Что бы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.

Дети отгадывают загадку.

Сказочница: Вот мы и нашли забытую сказку, её кто-то заколдовал в цветок. Давайте попробуем её расколдовать. Для этого нам нужно аккуратно оторвать лепестки от серединки.

Работа по моделированию сказки «Репка».

Сказочница: Как вы думаете, что мы изобразим желтым кругом (репку)

Кто будет изображен самым большим овалом (дед) Кто овалом чуть меньше? (бабка…. А кого мы изобразим в нашей заколдованной сказке самым маленьким овалом? (мышку).

Теперь мы знаем, кто в какую фигуру превратился. Давайте снимем злые чары (злое колдовство) с нашей сказки. И все вместе её расскажем.

Дети самостоятельно моделируют сказку и затем коллективно рассказывают.

Дети возвращаются на свои места.

Сказочница занимает место у окна.

И со словами:

Вот вам сказка, а мне бубликов связка!

Закрывает окно.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Хвалынска Конспект непрерывной образовательной.

Конспект НОД по физическому развитию на тему «Зимние виды спорта» для детей старшей группы Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию На тему: «Зимние виды спорта» для детей старшей группы. Составитель:.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Космос».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну звуков» Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» - овладение речью как средством общения и культуры, овладение звуковой и.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в страну сказок» для детей средней группы Тема: «Путешествие в страну сказок» Цель: формирование коммуникативно - познавательных способностей по лексической теме «Сказки». Образовательные.

НОД по речевому развитию детей первой младшей группы «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: формирование знаний детей о времени года – весна. Образовательные задачи: расширять.

НООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Природа дарит чудеса» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с климатическими и природными условиями родного края, учить вести наблюдения за явлениями.

НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка» Программное содержание: Учить понимать смысл образных выражений загадок, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в Буквоград» Конспект занятия в старшей группе № 5 по развитию речи на тему: «Путешествие в Буквоград» Тема недели: «Что нам стоит дом построить» Интегрируемые.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ОО «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Вид детской деятельности: коммуникативный, познавательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в сказку»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 20:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД