Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе. Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и олень»

альфия пронина
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе. Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и олень»

Тема: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»

Программное содержание:

1. Расширить представление о жизни животных севера зимой.

2. Активизировать словарь детей.

3. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями.

4. Развивать логическое мышление.

5. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Предварительная работа:

1. Беседа о животных Севера.

2. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера.

3. Чтение стихов «Северный олень», «Молодой олень», «Охотники – песцы», «Пушистый зверёк», «Домик лемминга».

4. Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру».

Материал: Текст ненецкой народной сказки «Песец и Олень».

Ход занятия: – Ребята, отгадайте загадки:

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты, Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвёт. /Северный олень/

У него пушистый мех,

Белый с золотистым.

Зарывается он в снег,

Роет норку быстро. /Лемминг/

Осторожный, чуткий, смелый,

Зимой ходит в шубе белой,

Шубкою гордится –

Младший брат лисицы. /Песец/

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. /Заяц/

Серовато, зубовато –

По тундре рыщет,

Оленей ищет. /Волк/

– О ком были загадки? животных Севера).

– А каких ещё животных Севера вы знаете? (Белка, белый медведь).

– Почему они живут в суровых условиях Севера и не замерзают? (У животных Севера густой мех, предохраняющий от морозов, толстый слой подкожного жира).

Прекрасно чувствуют себя в тундре песцы, лемминги, северные олени… К суровым условиям жизни они хорошо приспособились, вполне им хватает корма. Но среди этих животных Севера есть хищные и травоядные.

– Как вы думаете, кто из них травоядные? (Олени, зайцы, лемминги, белки).

– А кто хищные животные? (Волки, песцы).

Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась под дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по кругу).

– Прослушайте сказку «Песец и Олень».

Чтение ненецкой народной сказки:

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

А сейчас мы с вами поиграем.

«Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост».

«Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий».

– Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

«Если ты узнаешь Север — не забудешь никогда». Заключительная викторина в подготовительной группе Цель. Интеллектуальное развитие детей в старшем дошкольном возрасте. Образовательные задачи. Расширение и углубление представлений о Севере,.

Конспект НОД «Путешествие на север»Конспект НОД «Путешествие на север» конспект нод составила Морозова Наталия Андреевна воспитатель г. Спб 2013 г. «Путешествие на север» Цель: Формирование представлений у.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе. Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и олень»
Опубликовано: 7 марта 2013 в 20:37
+40
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...