Лучший педагог года

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир бумаги»

Наталья Романова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир бумаги»

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему: «Мир бумаги»

Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о свойствах бумаги, её видах. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Развивающие:

Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир бумаги“» размещена в разделах

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к деревьям.

Материалы и оборудование: ноутбук; ёмкости с водой; деревянные предметы: матрешка, кубик, ложка; книга, конверт с письмом, посылка.

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги (оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная (салфетка, туалетная бумага, альбомная;

знаки «Свойства бумаги», картинки: шило, пила, игла, молоток и гвозди, клей-карандаш, степлер, ножницы, нитки, швейная машинка, клей, топор, дырокол.

Раздаточный материал: ножницы; тарелочки с бумагой разных видов, плотности и назначения; посуда для эксперимента с водой.

Ход ООД:

(дети стоят в кругу)

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня хороший день и чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Дети под дверью находят посылку.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого посылка и что в ней? Посылка из сказочной страны коротышек, город Цветочный, от Незнайки.

Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные предметы (матрешка, деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем просьба о помощи от Незнайки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (достает на стол и дети перечисляют предметы (воспитатель помогает)

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает письмо)

«Здравствуйте ребята! Мой друг Знайка загадал мне загадку: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться и разгадать эту загадку!»

Воспитатель: Поможем Незнайке?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете отгадку? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?

Дети: (Ответы детей).

Рассказ о возникновении бумаги (показ презентации).

Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

- Очень давно, люди писали на бересте. Береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.

-Тогда люди придумали другой способ письма - листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, напечатанные на пергаменте.

- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растёт на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

С раннего утра лесорубы начинают свою работу. Деревья в тайге рубят только те, которые топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья. Затем обрубают ветки с деревьев, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. и тогда лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Срубленный лес могут перевозить и на баржах, на машинах, по железной дороге.

По разным дорогам бревна попадают на бумажный завод.

Там начинаются самые интересные превращения.

Сначала с бревен обдирают кору. Затем измельчают в щепки-крошки, добавляют воду. Измельченные щепки варят в специальных машинах, добавляют кислоту, пропитку, различные красители. Получается бумажная масса. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину и проходит внутри по специальным валикам, которые постоянно крутятся и двигают бумажное полотно вперед. Проходя через валики, бумажное полотно все больше отжимается от воды, просушивается, прессуется. И вот, наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в очень длинный рулон бумаги. Огромные рулоны режут на рулоны поменьше и отправляют сначала на склад, а потом грузят в машины и везут, например, в типографию. Или бумагу режут на листы, упаковывают и тоже транспортируют.

Воспитатель: Ребята, теперь вы узнали, почему дерево и бумагу называют родственниками?

Дети: Потому что бумагу делают из дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать из бумаги?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите: для чего нужна бумага?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:

Бумажная книга

Бумажные обои

Бумажная обувь

Бумажный фантик

Бумажное пальто

Бумажная газета

Бумажный шкаф

Бумажный альбом

Бумажное яблоко

Бумажные деньги

Бумажная дверь.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания)

Дети, подходят к столу, на котором лежат образцы бумаги разных видов.

Воспитатель: Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель: Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я».

Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т. д.

Воспитатель: Ребята, а какими свойствами обладает бумага?

Воспитатель: Чтобы на них ответить мы с вами отправимся в лабораторию, проводить опыты с бумагой.

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лаборатории.

1. Внимательно слушать воспитателя;

2. Не шуметь, не мешать друг другу;

3. Аккуратно работать с материалом;

4. Выполнять все задания.

Воспитатель: Еще повторим технику безопасности при работе с ножницами.

Воспитатель: Теперь закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в лабораторию заходи».

Воспитатель: Подходите к своему рабочему месту.

(Дети подходят к столам для экспериментов).

Экспериментальная деятельность

Опыт 1.

Воспитатель: А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, какая бумага мнется? (дети мнут разную бумагу: картон, салфетка).

Воспитатель: У всех бумага смялась?

Дети: У всех.

Воспитатель: А всем было легко смять?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно?

Дети: Тонкая – салфетка; плотная – картон

Воспитатель: Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.

Вывод: Бумага мнется, чем тоньше бумага, тем она легче мнется.

Опыт 2.

Воспитатель: Возьмите листы бумаги, сложите лист на два прямоугольника, четко, выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба (пальцами).

Воспитатель: Получится ли это у нас?

Дети: Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.

Вывод: бумага гнется, и линия оставляет отпечаток на бумаге.

Опыт 3.

Воспитатель: А теперь проверим, какая бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги от салфетки и от картона)

Воспитатель: Вся бумага порвалась?

Дети: Да

Воспитатель: В каком случае нужно приложить больше усилий?

Дети: Картон чуть – чуть труднее рвется.

Вывод: бумага рвется, чем толще бумага, тем нужно больше усилий.

Опыт 4.

Воспитатель: Возьмите листы бумаги, ножницы и разрежьте ее.

Воспитатель: Получится ли это у нас?

Дети: Получается.

Вывод: бумагу можно разрезать.

Опыт 5.

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду (салфетка и картон).

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Намокла.

Воспитатель: Вся бумага намокла?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается).

Дети: Тонкая бумага.

Воспитатель: Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.

Вывод: Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени.

Опыт 6.

Воспитатель: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.

Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др.

Воспитатель: Как вы думаете, какая бумага сгорает быстрее?

Дети: Салфетка – она тонкая.

Вывод: Бумага горит, тонкая бумага сгорает быстрее.

Воспитатель: Подойдите ко мне и закройте глаза. Скажем все вместе: «Раз, два, три из лаборатории выходи». Сядем на свои места и подведем итоги наших опытов.

Так какими же свойствами обладает бумага? (Дети, отвечая на вопрос, выставляют нужный знак).

1. Выставляем знак: «Бумага мнется».

2. Выставляем знак: «Бумага гнется».

3. Выставляем знак: «Бумага рвется».

4. Выставляем знак: «Бумага режется».

5. Выставляем знак: «Бумага намокает».

6. Выставляем знак: «Бумага горит».

Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, разрезать, намочить.

Воспитатель: Ребята, а какими инструментами и материалами можно пользоваться при работе с бумагой?

Найдите подходящие картинки. (Дети выбирают из предложенных вариантов картинок, объясняя свой выбор).

Итог.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сделали с вами?

- Кому расскажите об этом дома?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельности «Посадка семян бархатцев на рассаду» в старшей группеФотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельности «Посадка семян бархатцев на рассаду» в старшей группе Фотоотчёт по опытно – экспериментальной деятельности «Посадка семян бархатцев на рассаду» в старшей группе. Цель: Дать детям знания о том,.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Сажаем Петунью в снег» в старшей группеФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Сажаем Петунью в снег» в старшей группе Фотоотчёт по опытно – экспериментальной деятельности «Сажаем Петунью в снег» в старшей группе. Цель: Научить детей сажать мелкие семена.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в младшей разновозрастной группеКонспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в младшей разновозрастной группе Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Задачи:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир бумаги»
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 14:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД