Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Новый год у ворот»

Татьяна Ульянова
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Новый год у ворот»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Организационно-методическая

информация Содержание

1. Тема образовательной деятельности «Новый год у ворот»

2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие

3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – мешочек из адвент-календаря, подарок Деда Мороза- конфеты; хоровод «Российский Дед Мороз»).

Коммуникативная (Ответы на вопросы воспитателя)

Двигательная (физминутка - подвижная игра «Елки, сугробы, снежинки»).

4 Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:

- показ слайдов

- беседа

- рассказ

Обращение к опыту детей (какие традиции встречи Нового года они соблюдают дома)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- просьба: (дополнять рассказы товарищей).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- наглядность (слайды)

- проблемные (в случае необходимости)

- занимательные и игровые ситуации (рассказывание и показ слайдов)

- ситуации успеха (похвалить всех детей; поощрение детей (угощение);

3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Культурные практики: обращение к личному опыту, показ слайдов

Словесные: уточняющие вопросы к детям

Наглядные: слайды, адвент-календарь

5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: Развитие навыков позитивного общения в процессе деятельности (игры, закрепление умения внимательно слушать воспитателя

Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи.

Речевое развитие: рассказ из личного опыта, ответы на вопросы воспитателя.

Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений.

6. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

7. Цель Знакомство с традициями празднования Нового года.

8. Задачи Планируемые результаты

8.1 Расширять представление детей о культуре своего народа.

3. Развивать целостное восприятие

8.2 Формировать представления о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения. Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах. Умеет работать по инструкции взрослого. Активно взаимодействует со сверстниками в совместных играх Умеет «опредмечивать» заданный признак Связное изложение мыслей детей Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами

8.3 Развивать память, любознательность, познавательный интерес.

8.4 Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, уважение к русским традициям и традициям народов разных стран.

9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Рассказ на основе собственного опыта Способы преодоления

Наводящие вопросы

10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: адвент-календарь, наряженная елка, проектор, ноутбук, экран для показа слайдов, глобус, снежинки для самооценки

11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Разучивание песен, танцев и стихов к празднику, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему Организационный момент

(дети заходят в зал здороваются).

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям адвент-календарь и просит ребенка открыть мешочек с заданием от Деда Мороза, потом читает задание «Узнать, как празднуют Новый год в России и других странах»

1.2 Мотивация деятельности детей В.: Ребята, вы хотите узнать, как празднуют Новый год в нашей стране и других странах?

Д.: Да!

1.3 Целеполагание В.: Тогда садимся красиво, держим спину прямо, сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

(Дети «путешествуют» по миру с помощью глобуса.)

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год. Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь показаны разные страны. Их очень – очень много.

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания/

Наши предки, древние славяне встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах. Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу. У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным украшением во многих странах является это растение.

В.: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (елка). (Слайд 1)

В.: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.

Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.

Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

Физминутка

В.: Ребята, давайте мы поиграем в игру «Елки, снежинки, сугробы».

В.: Послушайте загадку и отгадайте о ком она.

У этого дедушки много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат!

На улице дедушка к ним пристает –

За пальцы хватает, за уши дерет,

Кусается, щиплет, доводит до слез.

У внуков краснеют и уши и нос.

Но вечер приходит счастливый в году.

Сердитого дедушку в гости я жду

Подарки приносит он, добрый на вид

И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)

В.: Кто мне скажет, как выглядит Дед Мороз?

Д.: Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.

В.: Правильно, посмотрите на экран, какой Дед Мороз к нам приходит. (Слайд 2)

Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. (Слайд 3)

Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг. (Слайд 4)

В.: Ребята, у нас в группе есть елка, давайте поставим ее в середину и поводим хоровод вокруг нее, послушаем песню про нашего, российского Деда Мороза.

(Дети встают и водят хоровод вокруг елки под песню «Российский Дед Мороз»)

В.: Садитесь на свои места и слушайте дальше.

Каждый народ ждет на празднике доброго Дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие как в России.

В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит дед, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. (Слайд 5)

Есть на свете такая страна Италия. Итальянский Дед Мороз Баббо Натале – спешит к детям

(Слайд 6)

В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.

Слайд 7

В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.

Слайд 8

Финский Дед Мороз носит красную шапку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. И раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.

Слайд 9

В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо ("Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку, возит мешки с подарками на ослике.

Слайд 11

В Германии — «Nikolaus»

Дети кладут в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина. А Один взамен кладет им сладости.

Слайд 12

В Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми деви - богиня счастья и процветания. Лакшми обычно изображается и описывается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук.

Слайд 13

В.:

В Швеции под Новый год принято прямо у дверей соседей разбивать посуду на счастье. Слайд 14

В Германии люди самого разного возраста забираются на стулья, столы, диваны, как только часы начинают бить 12 раз. А двенадцатым ударом они впрыгивают в новый год! Слайд 15

В Японии, когда наступает новый год, с первым ударом часов, все начинают смеяться. Японцы верят, что смех принесет им удачу. Слайд 16

У французов есть традиция — запекать в торте или пироге боб. Кому достается этот кусочек с бобом, тот становится «бобовым королем»! На него надевают корону, и весь новогодний праздник выполняют его пожелания. Слайд 17

В Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон.

В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.

РОССИЯ. В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночью под бой самых главных часов слушают поздравление президента России. Слайд 17

Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.

На этом наше путешествие по странам закончились.

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей)

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей

рефлексия

Самооценка Подводится итог:

- Вам понравилось занятие?

-А что вам понравилось больше всего?

- Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)

Е. В.: Ребята, наше путешествие закончено, я вам хочу подавить снежинки, но вы их должны выбрать сами. Обратите внимание, если вы испытывали трудности, и вы ничего не поняли, берите маленькую снежинку.

Ну а если вам все понятно, и все у вас получилось, берите большую снежинку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г. Я,Затулина. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие-М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в дет саду. Старшая группа. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.

3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера, 2015.-192с. -(Развиваем речь).

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд. -М.: Просвещение, 1981.-255.

5. Журнал «Воспитатель» №4/2017-44 с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-novyi-god_h7hg3.pptx | 4756,62 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

«Новый год у ворот…» Конспект НОД с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 146» г. Рязани «Новый год у ворот…» конспект.

Сценарий Новогоднего утренника в средней группе «Новый Год у ворот» Звучит музыка. Дети забегают в зал и встают вокруг ёлки. ВЕД. Ярко ёлочка сверкает Всеми блестками огней. С Новым годом поздравляет Всех.

Конспект НОД «Новый год у ворот» Марина Гимпель Конспект НОД «Новый год у ворот» Цель: Расширить и уточнить представления детей о празднике "Новый год", о его происхождении.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Новый год у ворот»
Опубликовано: 13 января 2018 в 23:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного...
II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например, в детском...
Фотоотчет. Конкурс поделок «Снеговик, снеговик жить в холоде привык».
Доброго времени суток, заглянувшим на мою страничку. Перед Новогодними праздниками в детском саду прошел конкурс поделок «Снеговик, снеговик жить в...
Краткосрочный творческо-практический проект: «В ожидании Нового года». Для детей...
Автор проекта: Бутова Татьяна Алексеевна. Методический паспорт проекта. Вид проекта: краткосрочный ( 2 недели. Тип проекта: творческо – практический....
Конспект ООД По аппликации (2 мл. гр.) Тема: «Цирк»
Программные задачи: Учить детей раскладывать на листе бумаги круги в определенной последовательности, составляя самостоятельно задуманный узор; чередуя круги...
Фотоотчет «Калада, каляда-отворяй ворота!», сетевое взаимодействие с детскими садами...
Одна из традиций у нас на Дону - весело проводить новогодние праздники — петь колядки на старый Новый год. Для детей — это развлечение и веселая забава,...