Конспект открытого занятия по освоению ОО «Социально-личностное развитие» для детей старшей группы «Столовый этикет».

Елена Беличенко
Конспект открытого занятия по освоению ОО «Социально-личностное развитие» для детей старшей группы «Столовый этикет».

Программное содержание:

-Расширить знания детей о столовом этикете.

-Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.

-Закрепить умение правильно сервировать стол.

-Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.

-Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Материалы и оборудование: различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола, диск с музыкой.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Что это такое, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.

Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла- она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-…Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?

Дети: В кастрюле, в сковороде, горшочке.

Воспитатель: Как называется эта посуда?

Дети: Кухонная посуда.

Воспитатель: Из чего мы едим и пьём?

Дети: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Столовая, чайная, кофейная.

Воспитатель: Но у нас в саду случилась беда: вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.

Игра «Что к чему».

Правила игры: на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная.

Конспект открытого занятия по освоению ОО «Социально-личностное развитие» для детей старшей группы «Столовый этикет».

Воспитатель: Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, глубокая тарелка поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая мелкая тарелка предназначена для вторых блюд. В тарелку поменьше- закусочную- кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Для чая и кофе- чашка с блюдцем. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга, не разлучайте их, всегда ставьте вместе: чашку на блюдце.

Для холодных жидкостей- воды, компота, сока- удобны бокалы и стаканы.

Воспитатель: Какая ещё посуда есть в вашем доме? Как называется посуда, в которой полают на стол: масло-(маслёнка, соль-(солонка, перец-(перечница, хлеб-(хлебница, конфеты-(конфетница).

Воспитатель: Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот-

Открывай пошире рот.

Дети: Ложка.

Воспитатель:

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон:

Один- разрезает, другая- цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает.

Дети: Вилка и нож.

Воспитатель: Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд.

Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши, для компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше- десертная; для чая и кофе- чайная или кофейная ложечка. А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Что чем едим»

1. Это ешь вилкой: котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.

2. Это ешь с помощью ножа и вилки: отбивная котлета, курицу, сосиску, жаркое.

3. Это ешь ложкой: каша, творог, суп, йогурт, мороженое.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть.

Физкультминутка.

Воспитатель: Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.

Точим нож! Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к трапезе, надо вспомнить правила поведения за столом. Сейчас нам некоторые ребята прочитают шуточные стихи о том, как не надо вести себя за столом.

1 Ребёнок: В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал:- Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу.

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Воспитатель: Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

2 Ребёнок: За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать-

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Воспитатель: Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

3 Ребёнок: Медвежонок хлеб жевал-

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом-

Что, не мог понять никто.

После взялся за компот-

Стол облил и свой живот!

Воспитатель: Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

-Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

4Ребёнок: За столом сидела белка

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала,

Белка дом сооружала.

Воспитатель: Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

5Ребёнок: За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

-Эту кашу не хотим!

Чёрный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Воспитатель: Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут-

Ешьте всё, что вам дадут!

Воспитатель: Давайте вспомним ещё несколько правил поведения за столом:

-Локти на стол не клади, только кисти рук.

-За солом нельзя говорить громко и с полным ртом.

- Если во рту пища, воду не пьют.

-Есть и пить надо беззвучно и аккуратно.

-Прожевывать пищу обязательно с закрытыми губами- ни быстро, ни медленно, не чавкать и не разговаривать с полным ртом.

-Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

Воспитатель: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили. Правила поведения за столом мы знаем. Пора приступать к сервировке стола.

На отдельном столе стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.

Воспитатель читает стих, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнём скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки, и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Воспитатель: Может показаться, что сервировка стола- дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола- это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.

Список используемой литературы:

1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом».

2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых».

3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

Публикации по теме:

План кружковой работы. «Этикет для малышей», средняя группа Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать.

Тема: «Посуда и сервировка чайного стола» в средней группе Программное содержание: 1) Закрепить знания детей о назначении посуды из разных материалов; 2) Уточнить умение детей сервировать стол для.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по освоению ОО «Социально-личностное развитие» для детей старшей группы «Столовый этикет».
Опубликовано: 17 июня 2013 в 19:01
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...