Конспект по подготовке детей 6–7 лет к обучению грамоте. В мире волшебных звуков

Ольга Эльбек
Конспект по подготовке детей 6–7 лет к обучению грамоте. В мире волшебных звуков

Цель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задач:

1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.

2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.

3. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности.

5. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции.

6. Развивать фонематический анализ и синтез.

7. Сформировать понятие –звук и буква.

Материал: игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр, мяч, картинки, схемы, Азбука, шумованые буквы.

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3 проигрыватель.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, кто это идет к нам в гости? Правильно, дядюшка Ау. Вот и дошел до нас и принес целый мешок сувениров.

Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть, что же в мешке у нашего гостя.

В. Достает – Азбуку.

-Что же это такое, ребята?

-Правильно – Азбука.

Азбука – это главный помощник ученика в обучении грамоте. Такое название сложилось из первых двух букв старинного славянского алфавита – Аз и Буки. Раньше у каждой буквы было свое название (Аз, Буки, Веди, Глаголь, ученикам приходилось сначала долго заучивать все названия букв алфавита, а потом уже они учились читать и писать.

Фонетические упражнения. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.

1. Давайте вместе произнесем слово – Азбука. Какой звук мы слышим в начале слова?

Правильно слово Азбука начинается со звука –[А].

Знакомство со звуком и буквой А

Артикуляция звука [А]

В. Показывает детям правильную артикуляцию произношения звука [А]:

Произнесем звук [А]:

- рот открыт широко,

- язык лежит спокойно во рту,

- работает «горлышко».

ААААААА

Дети повторяют.

Звук [А] – гласный, мы его можем петь. Гласный звук обозначают красным цветом.

Представьте, что звук [А], удаляется от нас – чем дальше звук [А], тем тише мы его поем (сделали глубоки вдох и на длинном выдохе - ААААаааааа):

А теперь, приближается, чем он ближе, тем громче мы его поем (сделал глубокий вдох и на длинном выдохе поем-аааААА)

Звук А можно пропеть плавно:

ААААААА

А можно отрывисто:

А-А-А-А

2. Посмотрим, а что же еще есть в мешке – кукла.

Кукла плачет, Рита, возьми куклу на ручки, попробуй ее укачать. Какой звук ты будешь напевать, (как ты его будешь напевать6 громко или тихо, плавно или отрывисто).

А куколка все равно плачет, может у нее болит горлышко? Никита, представь, что ты доктор – ЛОР и тебе нужно проверить горлышко нашей кукле – что ты попросишь сделать куклу? (открыть ротик и громко произнести звук – [А]).

Никита, представь, что у тебя есть бабушка – она старенькая и плохо слышит, ты ей рассказываешь про свои дела в садике, а она не расслышала. Как она тебя переспрашивает (А).

Молодцы!

Дидактическое упражнение

1. Ребята, вам буду произносить разные звуки, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук [А]:

У-А-К-Т-А-А-Д-Т-А.

Фонетическая зарядка

1. Поиграем в такую игру:

Я буду показывать вам домино, а вы будете отрывисто произносить звук [А], столько раз, сколько точек на косточке домино.

Например (одна точка – один раз - А)

Дидактическая игра

1. Отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Звонкий, громкий и прыгучий

Улетает аж за тучи

И на радость детворе

Звонко скачет во двор (мяч)

С мячом можно придумать много интересных игр, например:

Вставайте в кружок, тому, кому я буду бросать мяч, возвращает мне его обратно и называет любое слово, которое начинается на звук [А].

Фонетические упражнения по развитию фонетического анализа и синтеза

1. В мешке все еще много вещей, вот, к примеру: картинки и схемы.

На схеме изображено три квадрата, что обозначает эта схема? (начало, и конец слова).

На первой схеме красный круг (который, мы знаем, обозначает гласный звук) находится в первом квадрате – значит где должен находиться звук [А] в слове? (в начале слова, а если красный круг находится в конце слова. Где должен находиться звук [ А]? (в конце слова).

Слова, в котором заданный звук [А], находится в начале слова (автобус, аист, осень).

Слова, в которых звук [А], находится в конце слова (рука, коса, лиса).

Каждый ребенок выбирает по одной картинке и вешает ее под соответствующей схемой.

Остается одна картинка – на ней изображено время года – Осень.

В. – А, что же изображено на последней картинке и почему она нам не походит для нашего задания (в ней нет звука [А])

Осень…произнесем протяжно

ОООООсень, какой звук мы слышим в начале слова – [О]-

Какое у нас на дворе время года? Осень. Назовите мне месяца осени (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Какое время года следует за осенью? Зима. Какая зимой погода? Зимой наступают холода, а наш дядюшка Ау живет в лесу. Давайте поможем ему заготовить дрова на зиму.

Физминутка – В лесу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Эх! Их! Ых!

Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Какие мы молодцы, помогли дядюшке Ау.

Дидактическая игра

1. Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

кОт – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива– КИт - Олеся, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

ДУб – Утка - Настя, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

ЦветЫ – дЫм - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Знакомство с понятием звук и буква

Присаживайтесь.

1. Повторим, с какими гласными звуками мы сегодня познакомились.

с [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

Посмотрите на доску.

На ней находятся два домика.

В первом домике живут звуки – что мы делаем со звуками? (Говорим и слышим, гласные обозначают красным цветом).

Поселим в этот домик наши гласные звуки.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук.

[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

А теперь в обратную сторону. [ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Звуков много, а домик один маленький, они все в него не поместятся.

Дидактическая игра

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дома, но в них не окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, начиная с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

И

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции

Ребят, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

А теперь вы должны будете топнуть ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Молодцы!

2. А на доске есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом.

Заскучал наш гость.

Дядюшка Ау очень любит загадывать загадки. Он вам сейчас загадает несколько загадок, а вы попробуете их угадать.

Загадки:

Он хозяйке добрый друг,

Электрический (Утюг)

Какой первый звук мы слышим в слове –Утюг?

Ветер лист бросает оземь,

Значит, наступила (осень)

Какой первый звук мы слышим в слове –Осень?

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка)

Какой первый звук мы слышим в слове –Электричка?

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Игла)

Какой первый звук мы слышим в слове –Игла?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор. (Айболит)

Какой первый звук мы слышим в слове –Айболит?

Упражнение - Формирование понятия: звук и буква

Шумованные буквы

Ребята назовите звуки, которые обозначают, спрятавшиеся буквы.

Ну, вот и пора нашему гостю отправляться обратно домой. Отдадим ему его мешок. Ой, а что, то еще в мешке осталось. Да это же лесное угощение – грибочки. Поблагодарим дядюшку Ау и попрощаемся с ним.

До свидания, дядюшка Ау, приходи к нам еще.

СПАСИБО!

Публикации по теме:

Фонетика для дошкольниковФонетика для дошкольников Наглядный материал для изучения гласных звуков. Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект по подготовке детей 6–7 лет к обучению грамоте. В мире волшебных звуков
Опубликовано: 14 января 2013 в 20:40
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...