Конспект нетрадиционного родительского собрания «Кризис 3 лет»

Юлия Быкова
Конспект нетрадиционного родительского собрания «Кризис 3 лет»

Пояснительная записка.

Практика показывает,что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить,что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса,создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому стоит изменить не только их форму и структуру организации,но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали,что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям,родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель,которых заключается в том,чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. "За чашечкой чая" родители высказывают свои наработанные методики в воспитании,задают вопросы друг другу и воспитателю,самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т. к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить такие собрания чаще.

Програмное содержание:

1 Познакомить родителей с понятием "Кризис 3 лет".

2 Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.

3 Помочь родителям и детям успешно преодолеть данны возрастной кризис.

4 Создание благоприятной атмосферы в семье.

Форма проведения: чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию :

- приглашение родителей на собрание

- подготовка памятки для родителей по теме "кризис 3 лет"(приложение 1)

-изучение психолого - педагогической литературы на тему собрания.

Оборудование:

- фонограмма спокойной музыки

-стол с памятками для родителей

План собрания :

1 Форма собрания - чаепитие за столом.

2 Упражнение "подари приветствие присутствующим "на невербальном уровне.

3 Дискуссия на тему "что такое кризис 3 лет"

4 Сообщение "Кризис 3 лет:признаки и пути преодоления"

5 Обсуждение прослушанного сообщения

6 Вы спрашиваете - мы отвечаем.

Литература:

- Т. С. Зенина "Родительские собрания в детском саду"

- Э. Келер "О личности трехлетнего ребенка"

- Е. А. Редина " Кризис 3 лет"

Ход собрания :

Звучит релаксационная музыка.

Уважаемые родители!

Спасибо,что нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру "Подари приветствие соседу".(родители и воспитатели приветствуют друг друга).

Сегодня тема нашего собрания "Кризис 3 лет".Пусть каждый кто хочет выскажет свое суждение по заданной теме. Выслушиваются все высказывания и в конце идет обобщение.

Да,Вы правильно сказали,что кризис 3 лет - это граница между ранним и дошкольным детством. По Д. Б. Эльконину - это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего я"Я".

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема успешного преодоления кризиса 3 лет остается актуальной. Возраст 3 лет -переломный момент в жизни малыша. По сути это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития,помимо медленных,постепенных перемен,свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы - это движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость цнс,бурный рост тела,внутренних органов).От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша,а может обернуться эпохой упущенных возможностей,трудновыполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время,недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни. Многие корни неготовности детей к школьному обучению лежат в том, как совершается переход от раннего к школьному детству. Коррекционная работа с такими детьми - длительный и сложный прцесс,поэтому столь актуальной является задача своевременного и педагогически корректного воздействия на ребенка переходного трехлетнего возраста,предотвращающего наиболее грубые просчеты в его воспитании.

Кризис называют трудным возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемость. Взрослым становится все сложнее управлять нарастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако и самому ребенку в этот период нелегко. Трудный возраст труден в первую очередь для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими,малыш начинает по новому осмыслять действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется весь,целиком,в основных чертах своей личности. Это обусловливает нестабильный характер его поведения,повышенную чувствительность к отношению взрослых и несговорчивость. Сроки возникновения кризиса складываются у детей индивидуально,однако наиболее типичен,как кризисный,период от двух с половиной до 3 лет.

До этого момента малыш практически всегда послушен,охотно подражает всем,и только активно развивающаяся любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам со старшими за право трогать понравившиеся предметы. В остальном он охотно полагается взрослого,принимает его предложения, копирует его действия и почти не обнаруживает особых переживаний по поводу своих действий и поступков.

Возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия)у ребенка возникают собственно кризисные явления,проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками).Л. С. Выготский и Э. Келлер описыват 7 характеристик этого кризиса:

Упрямство.

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей,а постоянно настаивает на своем. Например,ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин,но там есть только яблочный,малыш отказывается пить,потому что сок "не тот".Он может очень хотеть пить,но все равно,требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах):Ваня захотел снять шапку в автобусе,а мама не разрешила,и вот весь автобус слушает возмущенные вопли мальчика.

Строптивость.

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых,словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях,где наблюдаются противоречия в воспитании (мама требует одно,папа другое и бабушка разрешила все).

Своеволие.

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например,малышу захотелось пойти гулять,но взрослым некогда. Ребенок настаивает,используя все методы воздействия на родителей.

Симптом обесценивания.

Проявляется в то,что ребенок начинает ругаться,дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые может использовать "скверные" слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или вызывает смех,то для малыша это подкрепление его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит,и захотят это исправить,то сделать что либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычным поведением ребенка.

Деспотизм.

ребенок заставляет родителей делать все,что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например ребенок может забирать игрушки,одежду,толкать,замахиваться.

Негативизм.

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых,а на то, что это происходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот,даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта,но когда его этим же продуктом угощают другие,он спокойно и с удовольствием все съедает.

Кризис протекает как кризис социальных отношений,отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова "хочу","не хочу","Я" наполняются реальным содержанием,становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания,внешне проявляющаяся в знаменитой формуле "Я сам".Феномен "Я сам" знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.

При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает более приглушенно. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому,так как им это "внутренне необходимо".Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете,существуют и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка,должны их обозначить.

Итоги:

Родителям предлагается за чашкой чая обсудить прослушанное сообщение и задать вопросы,которые возникли в процессе собрания. Предлагаем родителям принять участие в диспуте,совместно отвечать на заданные вопросы.

Публикации по теме:

План-конспект родительского собрания «Я и мое здоровье» План-конспект проведения родительского собрания «Я и мое здоровье» Саксина Светлана Ивановна– воспитатель МБДОУ Выездновский детский.

Конспект родительского собрания «Кризис 3 лет» Цель: повышение педагогической компетентности родителей. Задачи: - расширить знания родителей о кризисе трех лет; - обучить приемам конструктивного.

Конспект организационного родительского собрания в старшей группе Цель - знакомство с родителями, решение организационных вопросов, планирование непосредственно-образовательной деятельности совместно с.

Конспект родительского собрания «Внедрение ФГОС до» Родительское собрание. Тема: «Внедрение ФГОС ДО» Форма проведения: викторина с родителями детей старшей группы. Слайд №1 Задачи: Знакомство.

Конспект родительского собрания «Обучение детей пересказу» Конспект родительского собрания Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наше родительское собрание посвящено теме: «Обучение детей пересказу».

Конспект родительского собрания «Какие мы мамы?» Конспект открытого родительского собрания в форме развлекательной игры - Игра по станциям Тема: «Какие мы, мамы» План: 1. В гостях у психолога.

Конспект итогового родительского собрания  Цель: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошлый год; - определить перспективы на будущее. Вступительное.

Конспект родительского собрания «Растим детей здоровыми» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

План-конспект нетрадиционного родительского собрания План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему: «Изготовление Жбанниковской свистульки из глины родителями с детьми в.

Конспект родительского собрания «Телевидение и дети» Конспект родительского собрания “Телевидение и дети” Задачи: 1. Формирование у родителей потребности в анализе воздействия окружающей среды.

Автор публикации:
Конспект нетрадиционного родительского собрания «Кризис 3 лет»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 21:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия «Признаки весны»
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Конспект родительского собрания «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...