Папки-передвижки

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста «Этот удивительный магнит»

Олеся Лёвкина
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста «Этот удивительный магнит»

Задачи:

• расширять представления детей о свойствах магнита : притягивать предметы, прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, особенность взаимодействия двух магнитов : притяжение и отталкивание;

• совершенствовать исследовательские умения (постановка проблемы, выдвижение гипотез, проведение опытов, анализ и фиксация полученных результатов);

Публикация «Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста „Этот удивительный магнит“» размещена в разделах

• способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции.

• стимулировать самостоятельность и активность детей;

• развивать коммуникативные навыки;

• воспитывать доброжелательные отношения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: магниты, пластиковая рамка, фигурка из картона, лоток с песком, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы и т. д., коробочка с металлическими опилками, таблицы-схемы для занесения результатов эксперимента (3шт, изображение природного камня магнита, иллюстрации с использованием людьми магнитов в окружающем мире, игра «Доска для рисования», технические средства - компьютер, мультфильм про смешариков «Магнетизм».

Раздаточный материал: магнит обычный, два магнита с разными полюсами, металлические предметы (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др., стеклянный стакан, картонное игровое поле, машинка с металлическим предметом, экран с металлическими опилками.

Ход совместной деятельности

1. Орг. момент: рассматривание выставки сувениров.

В: Ребята, сегодня в группе начинает работу выставка сувениров, привезенных вами из поездок. Давайте рассмотрим их.

В: Ребята, как вы думаете, на что крепятся ваши сувениры?

Д: На магнит.

В: Правильно. А какое главное свойство магнита вы знаете?

Д: Магнит может притягивать металлические предметы.

2. Работа с таблицей «Взаимодействие магнита с различными материалами»

В: Давайте вспомним предметы из каких материалов, магнит притягивает. Те материалы, которые магнит притягивает,обозначим знаком «+» и занесем результат в таблицу. Те материалы, которые магнит не притягивает, обозначим знаком «-». (Дети заполняют таблицу)

В: Посмотрите на таблицу и скажите, какой вывод можно сделать?

Д: Магнит притягивает только металлические предметы.

В: А хотите еще больше узнать о необычных свойствах магнита?

Д: Да.

В: Для этого я предлагаю вам превратиться в юных исследователей и пройти в нашу лабораторию (дети проходят на стулья)

3. Рассказ воспитателя «История появления магнита»

В: Но сначала я бы хотела рассказать вам одну легенду о появлении магнита.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Тогда снял онсандали и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и показал их своим соседей. Так эти камни стали называться "магнитами" (показ картинки природного камня «магнит»)

В: Ребята, почему этот камень назвали магнит?

Д: В честь пастуха по имени Магнис.

В: Правильно. Итак, магнит это камень, который обладает силой притягивать металлические предметы. Ребята, как вы считаете, будет ли действоватьсила магнита через другие материалы? Например, через картон? Песок? Пластик?Стекло?

Д: Возможно.

В: Давайте заполним таблицу вашими предположениями (дети заполняют таблицу «Действие магнита через препятствия», проговаривают свой ответ, воспитатель отмечает знаками «+» или «-» предположения детей в таблице).

В: Давайте пройдем с вами в нашу экспериментальную зону и проверим, верны ли наши предположения.

4. Работа в лаборатории

В: Ребята, с каким материалом проведем первый опыт?

Д: С картоном.

4.1. Опыт с картоном.

В: Опыт будет необычным. У меня есть для вас картонное игровое поле, возьмите его. И есть машинка с металлическим шариком. Положите ее на картон, а магнит приложите снизу под машинкой. Попробуйте теперь подвигать магнитом. Что происходит?

Д: Машинка начинает двигаться за магнитом.

В: Какой вывод можно сделать?

Д: Магнитная сила проходит через картон.

В: Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно относительно картона, и магнитная сила действительно действует через картон (дети с помощью знака «+» заполняют пустую клетку напротив картинки с картоном).

В: С каким материалом проведем следующий опыт?

Д: Со стеклом.

4.2. Опыт со стеклом.

В: Задание будет не простое.

В: Возьмите стакан и положите в него любой металлический предмет. Подумайте, как с помощью магнита можно достать этот предмет? (если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает карточку-схему, где магнит действует через стекло)

Д: Прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх.

В: Приступайте. Что мы видим?

Д: Скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Магнитная сила действует через стекло.

В: Правильно. Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно, и магнитная сила действительно действует через стекло (дети с помощью знака «+» заполняют пустую клетку напротив картинки со стеклом).

В: С каким материалом еще попробуем проверить силу магнита?

Д: С песком.

4.3. Опыт с песком.

В: Я спрятала в песок некоторые металлические предметы, попробуйте их найти с помощью магнита. Подумайте, как мы будем доставать эти предметы?

Д: Возьмем магнит и проведем им над песком.

В: Приступайте. Что мы наблюдаем?

Д: К магниту притягиваются железные предметы, спрятанные в песке.

В: Значит, магнит действует через песок?

Д: Да.

В: Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно, и магнитная сила действительно действует через песок (дети с помощью знаков «+» заполняют пустую клетку напротив картинки с песком, в таблице).

В: Итак, нам, осталось провести опыт с пластиком и проверить наши предположения, будет ли действовать магнитная сила через пластик.

4.4. Опыт с пластиковой рамкой.

В: У меня есть пластиковая рамка, и фигурка, сейчас держа магнит за рамкой, я попробую подвигать фигурку.

В: Что вы видите?

Д: Фигурка начинает двигаться.

В: Какой вывод можно сделать?

Д:Магнит действует через пластик.

В: Давайте подведем итог, чьи предположения оказались верными (дети рассматривают таблицу)

Д: Магнитная сила способна действовать через различные преграды: картон, пластик, стекло и песок.

В: Ребята, у магнита есть еще необычное свойство, он может свою магнитную силу передавать другому предмету и превращать его в магнит. Хотите в этом убедиться?

Д: Да.

4.5. Опыт со скрепками.

В: Пройдем с вами еще в одну экспериментальную зону, и проведем маленький эксперимент. А поможет нам схема (дети разбирают схему, затем проводят эксперимент: возьмем магнит, поднесем к нему одну скрепку, затем к этой скрепке присоединим еще одну). Что получилось?

Д: Все скрепки соединились в одну цепочку.

В: Как вы думаете, почему все крепки соединились в одну цепочку?

Д: Магнит передал свою силу скрепке, скрепка превратилась в магнит и передала свою силу другой скрепке.

В: Действительно, обычная скрепка сама становится магнитом, если она касается магнита.

В: Какой вывод можно сделать?

Д: Магнит передает свои магнитные силы другому предмету.

В: Обратите внимание, что у Сережи магнит удерживает 4 скрепки, а у Даны 7 скрепок. Как вы думаете, почему так происходит?

Д: Магниты могут иметь разную силу. Чем сильнее магнитная сила преобладает, тем больше скрепок магнит способен удержать.

В: Итак, подведем итог и зарисуем наш результат на нашей схеме.

Д: Магнит при контакте с металлическими предметами превращает их тоже в магнит. Магниты обладают разной силой.

В: Молодцы ребята. А сейчас я хочу вам показать фокус с использованием магнита. Хотите увидеть?

Д: Да.

4.6. Фокус с притяжением и отталкиванием магнитов.

Мне подарили вот такую интересную машинку с антенной. В кузове машины лежало 2 круглых магнита. Когда я стала нанизывать магниты на антенну. Вот что получилось (магниты притянулись друг к другу, но стоило мне перевернуть один из магнитов другой стороной, вот что произошло….(магнит повис в воздухе). Как вы думаете, почему магнит не опускается?

Д: Возможно какая то сила не дает магниту опустится.

В: Оказывается, у магнита есть два разных полюса, северный и южный. И каждый полюс обозначается своим цветом. Давайте вместе отметим, что красная сторона магнита это южный полюс, а синяя сторона это северный полюс (воспитатель отмечает на карточке южный и синий полюса знаками «Ю,С»)А теперь проведем маленький эксперимент. Нам понадобятся два магнита, попробуйте соединить разные полюса, красный с синим. Что произошло?

Д: Магниты со звонким стуком притянулись друг к другу.

В: Какой вывод можно сделать?

Д: Разные полюса притягиваются. (Воспитатель отмечает стрелочкой на карточке).

В: А теперь медленно попробуйте соединить два одинаковых полюса, красный с красным или синий с синим. Что мы наблюдаем?

Д: Магниты отталкиваются друг от друга.

В: Какой вывод можно сделать?

Д: Одинаковые полюса отталкиваются. (Воспитатель отмечает стрелочкой на карточке).

В: Подведем итог: у магнита есть южный и северный полюс. Магниты могут притягиваться при разных полюсах и отталкиваться при одинаковых.

Вот какими необычными свойствами обладает магнит.

В: А люди научились использовать все эти свойства магнита в жизни. Как вы думаете где и как люди используют магнит?

Д: На кошельках, застежках, заколках, с помощью магнитов прикрепляют записки к дверце холодильника и т. д.

В: А я могу дополнить ваш рассказ об использовании магнита. Пройдем с вами на стульчики и послушаем.

5. Беседа с детьми «Как человек использует свойства магнита» с использованием иллюстраций.

В: Мощные магниты люди используют в подъеме тяжелых металлических бочек, для поднятия металлических труб. А мощные поисковые магниты, помогают людям найти железные предметы на дне реки. Также магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений, для прокладывания кабеля. Например, в Китае и Японии есть вот такой скоростной поезд, у которого нет колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами, а мы знаем, что одинаковые полюса отталкиваются. Тем самым поезд может развивать огромную скорость. Магниты также используются в медицине для снятия болевых ощущений и поддержания общего самочувствия. Врачи используют аппараты, где есть магниты и которые позволяют увидеть, как бьется сердце человека. Существует много игр, которые работают на основе магнита, например как на картинке вы видите игру «Магнитный конструктор», детали конструктора соединяются с помощью магнита.

В: А какие вы знаете игры с магнитом?

Д: Магнитная азбука, мозаика, и т. д.

В: В наше саду тоже есть разнообразные магнитные игры, например, магнитный лабиринт, Рыбалка и т. д.

6. Рассматривание магнитной игры «Рисуем на доске»

В: Я вам принесла еще одну необычную игру. С помощью этой ручки можно рисовать на этой поверхности доски. А как вы думаете, что находится внутри ручки?

Д: Магнит (магнитный стержень)

В: Давайте проверим. Дана, возьми ручку и попробуй прислонить ее к металлическому шарику. Что вы видите?

Д: Ручка прикрепилась к шарику.

В: А как вы думаете, что находится в нутрии доски?

Д: Магнит.

В: Оказывается внутри доски находятся металлические опилки (дети рассматривают в коробочке металлические опилки). Когда мы проводим ручкой над опилками, они начинают собираться к концу ручки, так как в ней находится магнит. Вот таким образом ручка оставляет след на поверхности доски.

В: А хотите проверить это самостоятельно?

Д: Да.

В: Давайте вернемся в нашу экспериментальную зону и убедимся в этом.

7. Опыт «Необычные рисунки» (с использованием металлических опилок)

В: Я приготовила вам экраны для рисования. Попробуйте с помощью магнита создать изображение. Возьмите магнит, он сейчас будет заменять нам карандаш, прислоните его к экрану и попробуйте подвигать им в разных направлениях. Что вы видите?

Д: Металлические опилки начинают собираться по концам магнита.

В: Вот о каком необычном рисовании мы с вами узнали, теперь вы сможете нарисовать необычные рисунки в свободной деятельности.

Заключительная часть.

В: А наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам пройти в центр нашей лаборатории. Расскажите, о каких новых свойства магнита вы узнали? Какие опыты вам понравились больше всего? Что было сложным для вас? Чтобы вы еще хотели узнать о магните и его свойствах? (А я вам подскажу не все металлы магнит притягивает, магниты бывают природными, временные и электрические. Попробуйте узнать с вашими родителями, какие магнитные игры можно сделать своими руками)

В: Сегодня вы все были молодцы. Хорошо справлялись с заданиями, и я хочу вас пригласить в наш кинозал для просмотра мультфильма, посмотрите его и тогда узнаете что же случилось с героями мультфильма «Смешарики», когда они нашли магнит.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительный магнит» Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию Тема: «Удивительный магнит» Задачи: расширить знания детей о магните.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Знакомство с опасным явлением-грозой» Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты кока-колы» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная монета»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная монета» Задачи: • формирование представления монеты и бумаги в процессе экспериментирования, подвести к пониманию того, что может получиться в процессе.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего и подготовительного возраста «Если добрый ты…» Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года, стимулирование интереса к.

Конспект совместной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Систематизировать представления детей о свойствах воздуха в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: 1.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка»Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка» .

Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста «Этот удивительный магнит»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 20:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД