Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слогов, слов»

Людмила Курамшина
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слогов, слов»

Цель: ознакомление с согласным звуком [ц] и буквой Ц, формирование умения читать слоги и слова с этой буквой.

Задачи:

образовательные:

• познакомить учащихся с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц,

научить чётко выговаривать этот звук в слогах и словах;

• формировать умение читать слоги и слова с буквой Ц;

• научить писать печатным шрифтом буквы Ц, ц; слоги и слова с этой буквой;

коррекционно - развивающие:

• развивать слуховое восприятие, внимание, память;

• уточнять и расширять лексический запас;

• формировать умение работать с информацией;

воспитательные:

• воспитывать интерес к урокам, к познанию нового звука и буквы;

• воспитывать положительные эмоции, эстетические чувства.

Оснащение:

• игрушка «Цыплёнок в яйце»;

• пособие «Тучка, ёлочка»;

• зеркала;

• образец написания буквы;

• счётные палочки;

• набор фишек для составления схем слов;

• пособие «Пуговица на нитке»;

• разрезные карточки со словами;

• схема предложения;

• предметные картинки для составления слов, работы с текстом;

• картинки с изображением птиц.

Ход урока:

I. Орг. момент (3 мин).

1. Приветствие (1 мин).

2. Психогимнастика с элементами дыхательных и речевых упражнений (2 мин).

- Отгадайте загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

- Изобразите цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- А курица успокоила его: «Ца - цо - цу.» (низким голосом)

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.»

II. Основная часть (30 мин).

1. Сообщение темы и цели урока (1 мин).

- Кто догадался, с каким звуком будем работать сегодня на уроке?

- Правильно, это звук [ц]. Будем учиться правильно произносить звук, познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

2. Характеристика звука [ц]. Знакомство с буквой Ц. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

- Произнесите звук [ц], глядя в зеркало.

- Что мешает воздуху проходить свободно?

Упражнения для язычка «Иголочка», «Лопатка».

- Если встречаются преграды, значит какой это звук: гласный или согласный?

Работа с пособием «Тучка - ёлочка».

- Где у нас живут согласные звуки? (В тучке и в ёлочке).

- А куда мы поселим звук [ц]: в тучку или в ёлочку? (В тучку).

- Почему? (Звук [ц] - всегда твёрдый).

- Итак, это звук согласный, твёрдый. А что ещё мы можем определить у согласных звуков?

Определение звонкости - глухости.

- Повторим: звук [ц] - согласный, глухой, всегда твёрдый.

- Обозначается звук буквой «це».

Показ образца.

- На что похожа буква?

Буква Ц - смотрите сами -

Как скамейка вверх ногами.

Вот какая буква Ц - с коготочком на конце.

Коготок - царапка, как кошачья лапка.

Конструирование буквы из счётных палочек.

Печатание буквы в тетрадях.

- Какого цвета возьмём карандаш? Почему?

3. Чтение слогов в учебнике «Русская азбука» (2 мин).

- Обратите внимание, что звук [ц] всегда твёрдый, поэтому буквы «и» и «е» не могут смягчить этот звук, хотя живут под ёлочкой и делают согласные звуки мягкими. Слоги «ци» и «це» читаем твёрдо.

4. Составление слов из звуков. Определение позиции звука [ц] в словах (4 мин).

- Давайте поиграем в игру «Пуговица», но сначала составим слова: я буду произносить звуки, а вы назовёте слово целиком.

[с и н и ц а] [с к в о р э ц] [к у р и ц а] [ц а п л а] [л и с и ц а] [п т э н ц ы] [ц ы п л о н о к] [п т и ц ы] [й а й ц а] [ц ы п л а т а].

- Какие слова называли? Покажите с помощью пуговицы место звука [ц] в каждом слове.

Учащиеся определяют позицию звука, пользуясь пособием «Пуговица на нитке»:

Физминутка с дополнительной речевой нагрузкой (3 мин).

- К какой теме отнесём большинство слов?

- Птицы приготовили вам задания.

- Назови ласково (с передачей игрушки «Цыплёнок»).

Учитель называет слово каждому ученику, передавая игрушку. Ученик говорит это слово ласково, возвращая игрушку учителю:

птица - … (птичка, птенец - ,

синица -, скворец - ,

курица -, цыплёнок - ,

цапля -, цыплята - ,

птенцы -, скворцы - …

- Выполните упражнения:

Сколько курочек весёлых,

Столько сделаем наклонов. (3)

- Давайте посчитаем курочек: одна курочка, две курочки, три курочки.

Сколько цапелек у нас,

Приседаем столько раз. (2)

Счёт цапель.

Сколько маленьких птенцов,

Столько сделаем прыжков. (5)

Счёт птенцов.

5. Работа с предложением (5 мин).

- Вспомните все составленные слова.

- Какое слово лишнее? Почему? Лисица - это кто?

- Составьте предложение со словом «лисица».

- А теперь составьте слова из разрезных карточек и соедините их в предложение по схеме:

лисица сцапала цыплёнка

Чтение и анализ предложения.

6. Работа с текстом (7 мин).

- Как вы думаете, зачем лисица сцапала цыплёнка? (Чтобы его съесть.)

- Нет, она была добрая. Она хотела познакомить цыплёнка с некоторыми словами, в которых есть звук [ц]. А о чём лисица рассказала, вы узнаете, составив слово из первых букв слов, обозначающих предметы на картинках:

цыплята арбуз роза слива трамвай воробей осы

Печатание слова в тетрадях. Чтение. Толкование.

-Послушайте, что лисичка рассказала цыплёнку о царстве. Если услышите в слове звук [ц], хлопайте в ладоши. (По ходу рассказа на доску прикрепляются предметные картинки).

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем.

- С какими словами познакомила лисичка цыплёнка?

- Напечатайте слова, обозначающие главных героев (царь, царица, царевна).

- Какая общая часть есть во всех этих словах?

- Это слова из одной семьи - родственные. Давайте добавим в эту семью ещё слова. Если бы у них был сын, как бы мы его назвали? (Царевич). Где они жили? (В царстве). Что они делали? (Царствовали). Что они носят на голове? Значит, корона чья? (Царская).

7. Словотворчество (3 мин).

- Цыплёнок поблагодарил лисицу и побежал к маме - курице рассказать о новых словах. Курица тоже приготовила цыплёнку задание: отгадать пропущенные буквы в словах.

Рисунок курицы

ца или ец огур. сини.

сквор. лиси.

мудр. пти.

Чтение слов, объяснение их значения.

- Теперь сочиним стихотворение, вставляя подходящие слова:

Рос на грядке (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был … (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица):

- Мне нельзя тут поживиться?

Склевали вместе (огурец,

И стихам нашим (конец).

III. Заключительная часть (7 мин).

1. Подведение итогов урока (2 мин).

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте характеристику звуку.

- Придумайте слова с этим звуком.

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти (3 мин).

На наборном полотне - 5 картинок с изображениями огурца, перца, овцы, скворца, синицы. Задание: в течение 10 секунд запомнить и произнести слова по порядку.

3. Поощрение (2 мин).

Учитель: Уроку наступил конец.

Ученики: Я сегодня молодец!

Учитель: Все сегодня молодцы!

Получайте леденцы!

Публикации по теме:

Обучение грамоте. НОД с детьми подготовительной группы Обучение грамоте. НОД с детьми подготовительной к школе группе. Тема: Согласный звук (твердый и мягкий) «в» и буква -в. Чтение слогов с.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слогов, слов»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 15:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по объёмной аппликации с использованием природного материала «Подсолнух»
Кончается лето… Осталось пару тройку недель. Постепенно прекращают свое пение птицы, которые засобирались на юг. День становиться короче, ночь длиннее....
Мастер-класс «Интересные закладки для книг своими руками»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересные закладки для книг своими руками. Закладка - небольшая, но полезная при чтении книг. С ее помощью...
Занятие кружка по оригами «Муха» (средняя группа)
Занятие по кружковой работе «Искусство целого листа» ( средняя группа. Тема: «Муха» Цель: Развитие творческого мышления посредством включения в...
Фотоотчёт «Не тратим время зря-поделки из ларца», увлечения детей средней группы.
Здравствуйте мои дорогие! Всем хорошего настроения и вдохновения на новые идеи, поделки, стихи. А мы, дети средней группы, приглашаем всех Вас на просмотр...
«Хорошо у нас в саду». Фотоотчет о ремонте.
В течение месяца силами сотрудников детского сада был проведен косметический ремонт помещений и участков. Ремонт - это очень важный момент и к нему нужно...