Лучший педагог года

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Жихарка» для детей 4–5 лет

Людмила Великородная
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Жихарка» для детей 4–5 лет

Цель:

• Развивать произвольное внимание;

• Стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости;

• Поощрять стремление к пересказу услышанного;

• Развивать способность соотносить содержание текста и визуальный ряд демонстрационного оборудования;

• Выучить пословицу или поговорку «При солнышке тепло. При матушке -Добро». «Осень-собериха. Зима-поедиха»

• Учиться разъяснять смысл пословиц и поговорок.

Задачи:

Стимулировать потребность и интерес к слушанию произведений литературных и фольклорных жанров.

Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Русская народная сказка „Жихарка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

• Развивать умение детей понимать содержание поговорок;

Поддерживать их желание вступать в диалог, отражая свои впечатления о прослушанных произведениях и литературных героях;

Расширять опыт слушания литературных произведений разных жанров фольклора.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие» :

•. Развивать умение воспринимать текст: понимать основное содержание, называть главные характеристики героев, предполагать несложные мотивы их поступков;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

• Воспитывать любовь к сказке и чувства сопереживания к персонажам, справедливое отношение друг к другу, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Образовательная область «Речевое развитие» :

• обогатить словарь детей новыми словами— золочёная, металлическая, домовничает, лавка, печка, лопата.

• развивать умения выражать ход своих мыслей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

• развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Образовательная область «Физическое развитие» :

• организация двигательной активности детей, снятие напряжения, гимнастика для глаз.

Методы и приемы: Беседа, чтение сказки, вопросы по содержанию

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Информативно - рецептивный метод: рассматривание презентаии.

Игровой метод: загадывание загадок;организация игровой ситуации;

Предшествующая работа:

чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию;

рассматривание книг, иллюстраций к русским народным сказкам;

просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал: презентация, магнитофон.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

I. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: Все на свете дети очень любят сказки,

Все на свете дети сказки очень ждут,

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут!

Чем сказки отличаются от других жанров (рассказов, стихотворений?

Дети: В них есть волшебство.

Воспитатель: Как называются сказки, которые написал народ?

Дети: Народные

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, бытовые, о животных

Воспитатель: Давайте посмотрим, как вы знаете русские народные сказки, проведем викторину «В мире сказок».

II. Основная часть

Литературная викторина по сказкам.

Загадки.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

Слайд. 1 (Колобок)

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и…

Слайд. 2 (Репка)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла,

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

Слайд. 3 (Маша и медведь)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Слайд. 4 (Гуси – лебеди)

Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.

Слайд. 5 («Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

Воспитатель: Ребята, я принесла мешочек волшебный. Как узнать, что в нём лежит?

Дети: Потрогать (ощупывают мешочек и догадываются, что в нём лежат ложки)

Слайд. 6

Воспитатель: А ложки одинаковые? Чем отличаются ложки?

Дети: Одна ложка цветная, а другая не цветная.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, значит они деревянные. А чья это ложка, вы знаете?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку.

Не ездок, а со шпорами.

Не будильник, а всех будит.

(петух)

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это -. (Кот)

Рыжая плутовка

Бегает так ловко,

Всему лесу краса,

Кто это (лиса)

Мальчик в домике живёт,

Топит печь и пол метёт,

Кот, петух его друзья,

В беде не бросят никогда.

Воспитатель: Кто же эти все герои, из какой сказки? Эти герои из сказки Жихарка. Сейчас я прочитаю вам сказку, про хозяина ложки.

Слайд. 7

Воспитатель рассказывает детям сказку «Жихарка», сопровождая рассказ показом игрушек.

Работа над языком и содержанием сказки.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?

Дети: Да

Воспитатель: Как называется сказка?

Дети: Жихарка

Воспитатель: Какие звери поселились в избушке?

Дети: Кот и Петух

Воспитатель: Кто такой Жихарка?

Дети: Мальчик

Воспитатель: Что делали кот, да петух?

Дети: На охоту ходили

Воспитатель: А что делал Жихарка?

Дети: Домовничал

Воспитатель: Что значит домовничал?

Дети: Находился дома, присматривал за хозяйством, пока кота и петуха не было, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал

Воспитатель: Как Жихарка приговаривал, раскладывая ложки?

Дети: «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая – никому ее не отдам» (по необходимости помогает воспитатель).

Слайд. 8

Воспитатель: Раньше еду готовили в печке в чугуне. Слайд. 9 В нем варили кашу, картофель, борщ. Ребята, как вы думаете, у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?

Слайд. 10

Дети: Нет

Воспитатель: Как правило, все члены семьи в деревенской избе ели из общего котелка (чугунка, по очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке. (Показ сюжетной картинки с изображением обеда в старинной деревенской избе).

Воспитатель: Что однажды случилось, когда кот и петух ушли на охоту?

Дети: В избушку вошла лиса

Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?

Дети: Под печкой

Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла печка

Дети: Гуси-лебеди

Слайд. 11

Воспитатель: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду. Что приговаривала Лисичка, когда перебирала ложки?

Дети: «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая это Жихаркина – эту я себе возьму.

Воспитатель: Почему лиса нашла Жихарку?

Дети: Жихарка не хател, чтобы лиса забрала его ложку

Воспитатель: Какая была лиса добрая или злая?

Дети: Злая

Воспитатель: Что Жихарка сделал с лисой?

Дети: В печку толкнул

Воспитатель: Лиса в печке сжарилась. А Жихарка домой вернулся, и стали кот, петух и Жихарка в избушке жить, поживать.

Воспитатель: Какой Жихарка в сказке? Расскажите о нём.

Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький

Воспитатель: Покажем, какой он…

Физкультурная минутка.

Жихарка наш молодец,

Жихарка наш удалец!

Подметёт, наварит щей,

Угостит своих друзей!

Воспитатель: Скажите еще раз, как называется сказка?

Дети: Жихарка

Воспитатель: Правильно, вот какой Жихарка, маленький, но догадливый и смелый. Есть даже такая поговорка: «Маленький, да удаленький». Давайте вместе повторим эту поговорку (повторяют). Это означает, что ребёнок хоть и маленький, но отличается сообразительностью и смелостью. А про вас можно сказать, что вы маленькие, да удаленькие?

Дети: Да, можно.

Воспитатель: Да, я теперь вижу, что вы действительно маленькие, да удаленькие. Вы правильно выполнили задание. Ребята, а давайте вспомним, что делали кот и петух, когда не обнаружили Жихарку дома?

Дети: Они плакали.

Воспитатель: Вспомните, как про это сказано в сказке.

Дети: Кот лапкой слезы вытирает, петушок крылышком подбирает.

Воспитатель: Как сказать по-другому об их настроении?

Дети: Грустили, переживали, печалились, страдали

Воспитатель: Как можно сказать про жителей этой избушки: кота, Пети и Жихарки? Какие они?

Дети: Добрые, заботливые, любят друг - друга, настоящие друзья

Воспитатель: Настоящие друзья никогда не оставят в беде друг друга, никогда не обидят никого.

Воспитатель: Я хочу вас познакомить еще с новыми пословицами и поговорками: «При солнышке тепло, а при матушке – добро». Каждый знает и согласится, что солнышко светит всем, и нам всегда тепло и уютно под его лучами. Также и мамина доброта, греет наше сердце, и несмотря ни на что, какие бы проблемы или трудности нас не одолевали, рядом с мамой нам нечего бояться, мы все преодолеем, и нам всегда комфортно. Или же если мы провинились перед мамой или обидели её, она с готовностью нас простит, поскольку доброта и любовь её к нам, детям, безгранична.

«Осень – запасиха, зима – подбериха». В осеннее время на полях и в огородах работа бьет ключом. Люди собирают свой урожай, подготавливают его на зиму, делают различные консервации, то есть, готовят запасы. Отсюда и «осень – запасиха». Зимой же мы кушаем то, что собрали осенью, используем, «подбираем» запасы, поэтому говорят, что «зима – подбериха».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А чему учит нас эта сказка?

Дети: Быть дружными, заботиться друг о друге.

Воспитатель: В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает Зло!

Ну, а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Будет в гости завтра ждать.

III Заключительная часть

Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Какую сказку мы сегодня читали? Какие пословицы и поговорки мы с вами сегодня запомнили? Я подскажу, а вы продолжайте: «Маленький, да удаленький». «При солнышке тепло, а при матушке – добро». «Осень – запасиха, зима – подбериха». Мне понравилось, как вы работали, вы были очень активными.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия ВидеоРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе "Колобок" я осуществила постановку русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Жихарка» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 12:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД