МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе

Марина Меньшикова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей логопедической группе.

Учитель-логопед: Меньшикова М. И.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка» г. Курган

Лексическая тема: «Лето. Луговые и полевые цветы».

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе» размещена в разделах

Задачи:

«Речевое развитие»

- развивать связную речь (закреплять умение составлять описательный рассказ с опорой на схему, ответы полным предложением);

- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

- уточнение и закрепление словарного запаса по теме «Луговые и полевые цветы»;

- активизация словаря прилагательных;

- совершенствование слогового анализа слова;

- формирование грамматического строя речи;

- формировать навыки самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы.

«Познавательное развитие»

- формировать представление о роли цветов в жизни человека;

- формирование элементарных математических представлений;

- развитие произвольного внимания, наблюдательности, мыслительных операций (классификация, логические операции);

«Социально-коммуникативное»

- формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения в процессе занятия;

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца, вызывать положительный, эмоциональный отклик на результат совместной деятельности (в парах);

- воспитывать осторожное и бережное отношение с растениями;

- приобщать к правилам безопасного поведения в окружающем мире.

«Физическое развитие»

- обогащать двигательный опыт детей;

- воспитывать желание выразительно двигаться, имитируя движения пчелы, цветов на ветру;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать речевое дыхание;

- прививать навыки здорового образа жизни (осанка, физкультминутка, дых. гимнастика, гимнастика для глаз).

«Художественно-эстетическое развитие»

- вводить в мир художественного слова;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное сопровождение.

Оборудование:

Бабочка; 2 магнитные доски; мяч; 4 полянки (из зеленого картона, картинки цветов (ландыш, клевер, лютик, василек, ромашка, одуванчик, мак, колокольчик, незабудка); конверт с посланиями; шапочка пчелы; 3 разрезные картинки цветов; 3 картинки для составления рассказа (из разрезных); картинки цветов в подарок; крышки с пластилиновой основой; цветы из картона; схема для составления описательного рассказа; музыкальное сопровождение: шум ветра, П. И. Чайковский «Вальс цветов», Шопен «Весенний вальс».

Предварительная работа:

- разучивание подвижной игры «Цветы и пчела»;

- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики «Лето»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Вырос высокий цветок на поляне…»;

- разучивание стихов о цветах;

- расширение знаний по лексической теме «Луговые и полевые цветы».

Ход занятия

I. Организационный момент

Входим в зал, на полу письмо от Феи цветов.

«Дорогие ребята, приближается лето и мне хотелось бы, чтобы наша планета стала еще краше. Но одной мне не справиться. Злая колдунья заколдовала все луговые и полевые цветы. Помогите расколдовать их. Необходимо выполнить все задания колдуньи. Вам поможет моя посланница».

Червяком она была,

Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит.

(Бабочка) (бабочка на палочке)

Логопед: Ребята, поможем Фее? (ответ детей). Тогда отправляемся в Страну цветов. А на чем же мы туда доберемся? (предложения детей). Эта страна волшебная, поэтому на обычном транспорте туда не попасть. Я думаю, нам поможет ветер.

«Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Вместе с ветром полетим,

В страну цветов перелетим»!

(Закрываем глаза и слушаем запись шума ветра. На полу появляются цветы, вырезанные из цветного картона, и картинка Страны цветов).

Логопед: Вот мы и в Стране цветов.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, прежде чем приступить к выполнению заданий, разомнем язычки.

1. Артикуляционная гимнастика «Лето»

Жарко солнышко пылало, («Окошечко»)

Млела знойная земля. («Лопаточка»)

Ночью туча набежала, («Часики»)

Ждали дождика поля. («Качели»)

Рады, рады все травинки,

И колосья и цветы, («Грибок»)

Что веселые дождинки

Звонко льются с высоты. («Лошадка»)

Логопед: Приступим к выполнению первого задания.

2. «Где – какие?» Отвечать полным предложением.

Логопед: Ребята, кто запомнил, какие цветы заколдованы? (полевые и луговые)

Логопед: - Где растут луговые цветы? (ответы полным предложением).

- Где растут полевые цветы? (ответы полным предложением).

- Как называются цветы, которые растут в лесу? (ответы полным предложением).

- Как называются цветы, которые растут в саду? (ответы полным предложением).

- Назовите луговые и полевые цветы (ответы детей с поднятой рукой).

Логопед: Молодцы, ребята! Второе задание колдуньи – отгадать загадку или рассказать стихотворение. Расскажем, отгадаем – увидим, какой цветок в опасности (показ картинок цветов).

3. «Расскажи стихотворение, отгадай загадку»

Стихотворение

Незабудки Е. Серова

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал -

Веселых, голубых?

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали -

И сделали цветок.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

Стихотворение

Лютик Р. Новикова

Лютик, лютик золотой!

Ярким солнцем налитой!

В каждом маленьком цветочке

Пять блестящих лепесточков.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Стихотворение

Мак А. Прокофьев

Маленький -

для маленьких

Мак поднялся

Аленький.

Он поднялся,

Огляделся,

Зарумянился,

Зарделся!

Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)

Стихотворение

Как горошинки резные… Нехаева Н.

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Стихотворение

Клевер Н. Тарасов

- Му, - мычит с утра теленок, -

Клевер мне дает силенок.

Без него я на лугу

И денечка не могу.

Логопед: Умницы, ребята! Третье задание колдуньи – подобрать к цветам слово-признак (с мячом).

4. «Какой, какая, какие?»

василек – ярко-синий, пушистый, не душистый.

мак – маленький, алый, полевой …

колокольчик – синий, луговой, красивый …

ромашка – белая, красивая, луговая …

одуванчик – желтый, пушистый, маленький …

лютик – золотой, маленький, красивый …

клевер – ароматный, маленький, круглый, розовый, пушистый …

ландыш – белый, красивый, ядовитый …

незабудки – голубые, маленькие, незабываемые, веселые …

Логопед: Хорошо, ребята! Четвертое задание колдуньи – разложить цветы на 4 полянки, разделив их на слоги.

5. «Разложи по полянкам» (слоговой анализ слова)

На магнитных досках прикреплены 4 пронумерованные полянки. На каждую полянку нужно прикрепить цветок с соответствующим количеством слогов.

1 – мак

2 – лютик, клевер, ландыш

3 – василек, ромашка

4 – колокольчик, одуванчик, незабудка

Логопед: - На которой из полянок меньшее количество цветов? (ответ полным предложением)

- На которой из полянок одинаковое количество цветов? (ответ полным предложением)

- Которую полянку мы не назвали? (ответ полным предложением)

Логопед: А сейчас мы немного отдохнем.

6. Подвижная игра «Цветы и пчела»

Каждый ребенок выбирает цветок, который ему понравился (цветы-медали). Дети произвольно расходятся по залу. Один ребенок — «пчела» (шапочка пчелы) — летает между танцующими цветами и поет песенку:

С утра жужжу, цветок бужу.

Кружу, гужу. Кого разбужу?

«Пчела» подлетает к «уснувшему» цветку и дотрагивается до него. «Цветок» поднимается и говорит: «Ты разбудила цветок мак!» Игра продолжается, пчелой становится, «разбуженный» цветок.

Логопед: Молодцы, ребята! Пятое задание колдуньи – составить цветок.

7. «Составь цветок» (работа с разрезными картинками в парах)

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»

Логопед: Умницы, ребята! Шестое задание колдуньи – составить рассказ о собранном цветке.

8. «Составь рассказ с опорой на схему» (схема)

План схемы:

1. Как называется цветок?

2. Где растет?

3. Из каких частей состоит?

4. Его величина, форма, цвет?

5. Кому и для чего нужен цветок?

6. Как ты относишься к цветам?

Логопед: Молодцы! Ребята давайте понюхаем эти прекрасные цветы.

9. Дыхательная гимнастика «Удлини фразу»

- Ах!

- Ах, пахнет!

- Ах, как пахнет!

- Ах, как приятно пахнет!

- Ах, как приятно пахнет цветок!

Логопед: Хорошо, ребята! Прежде чем выполнить седьмое задание колдуньи, разомнем пальчики.

10. Пальчиковая гимнастика «Вырос высокий цветок на поляне…»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, ритмичное движение пальцами, руки вниз, прижать ладони тыльной стороной, пальцы развести).

11. «Выложи цветок» (на крышке с пластилиновой основой из фасоли, гороха.)

Звучит музыка Шопен «Весенний вальс»

12. Гимнастика для глаз (следим за полетом бабочки на палочке, закрыли глаза, снова следим, закрыли). Бабочка приносит конверт от Феи цветов:

«Дорогие ребята, спасибо вам большое за помощь, без вас бы я не справилась. Все мои цветы спасены. Берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна».

Ты идешь по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада,

Украшенье родимой земли.

«А, чтобы вы, ребята, лучше запомнили цветы, я дарю вам их изображения» - (картинки цветов)

Логопед: Мы выполнили просьбу Феи цветов, нам пора возвращаться в детский сад.

(Встаем в круг, закрываем глаза, звучит запись шума ветра)

«Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Вместе с ветром полетим,

В детский сад перелетим»!

III. Итог.

Логопед: - Где мы с вами сегодня были?

- Что делали?

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что понравилось больше всего?

Молодцы, ребята! Я горжусь вами!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «О пожаре и пожарных» «О пожаре и пожарных» Задачи Образовательные: - познакомить детей с профессией пожарного и правилами безопасного обращения с огнем; - учить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты «Поможем бельчонку» Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для.

Конспект занятия «Осенняя прогулка» для детей подготовительной группы по формированию лексико-грамматических категорий Конспект занятия «Осенняя прогулка» для детей подготовительной группы по формированию лексико-грамматических категорий с элементами логоритмики.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы по лексической теме.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «День матери». Наталья Сюй Конспект.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт» Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе
Опубликовано: 19 июня 2018 в 16:19
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД