Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года».

• Закреплять умение составлять простое распространённое предложение по сюжетной картинке о временах года.

• Учить составлять загадки описательного характера о временах года с опорой на модель.

Корекционно-развивающие:

• Развивать зрительное, слуховое восприятие и память, общую, пальчиковую моторику, мышление, временные представления.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к природе нашего края.

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе и в команде, внимательно слушать педагога и друг друга.

Материал:

Предметные и сюжетные картинки по теме занятия, мяч, игрушка –гном (игровой персонаж, красивая коробка (сказочный лифт, настольная игра – лото «Времена года», модель для составления описательных рассказов о временах года.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Пальчиковая игра «Весна»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.

Логопед: «Ребята, какое сейчас время года?» (ответы детей). Давайте вспомним игру «Весна».

Стало солнце пригревать,

(Рисовать в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки.

(Соединить ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

Скоро выйдут из земли

(Не меняя положения, поднять руки)

Первые цветочки,

(Развести пальцы в стороны).

(О. И. Крупенчук)

Логопед: «Молодцы! А теперь посмотрите, кто сегодня прилетел к нам в гости из сказочного леса в чудесном лифте. Это гном Гоша. Он прилетел к нам в гости, чтобы рассказать интересные истории о временах года. Но я знаю, что Гоша очень весёлый и хитрый гном. Поэтому его истории тоже всегда очень весёлые, шутливые. Мне кажется, что он хочет нас перехитрить! Чтобы этого не произошло, давайте вспомним всё, что знаем о временах года.

- Какие времена года вы знаете?

- Что наступит после весны?

- Какое время года наступить после лета?

- А после осени?

- Какое время года наступит после зимы?

- Кто назовёт по порядку все времена года, начиная от весны?

А теперь поиграем!

II. Активизация лексического запаса по теме, развитие мышления.

1). Блиц-игра «Когда это бывает?» или «Отвечай быстро».

Логопед называет признаки разных времён года. Дети должны быстро назвать соответствующее время года.

- Птицы летят на юг.

- Цветут яркие цветы.

- Расцвели подснежники.

- На улице мороз.

- Люди ходят в лёгких платьях, рубашках с короткими рукавами.

- На деревьях красные, жёлтые, оранжевые листья.

- День короткий, а ночь длинная.

- Жара.

- Медведь спит в берлоге.

- Птицы стали звонче петь.

- Заяц белого цвета.

- В небе яркая радуга.

- Деревья стоят голые.

- На деревьях набухли почки.

- На реках и озёрах толстый лёд.

- Бегут звонкие ручьи.

- Люди носят шубы, меховые шапки, валенки.

- У животных рождаются детёныши.

- Дети загорают и купаются.

- Заяц серого цвета.

- Солнце ярко светит и сильно греет.

- День становится длиннее, а ночь короче.

- Птицы вьют гнёзда.

- Люди собирают урожай.

2). Логопед: «Вот мы с вами и вспомнили признаки всех времён года! Думаю, что теперь Гоша нас не сможет перехитрить и запутать. Давайте послушаем его рассказы». Далее логопед обращается к детям от имени сказочного персонажа: «Итак, первый мой рассказ о времени года, к которому подходят эти картинки». (На доску выкладываются картинки о зиме). «Слушайте внимательно: Однажды решил я покататься на лыжах в своём лесу. Я надел шубу, варежки, панамку, взял лыжи и поехал в лес. В лесу было красиво! Падал пушистый снег, деревья стояли зелёные, вокруг летали бабочки. Вдруг вижу – навстречу мне идёт медведь. Я испугался и уехал домой…».

После прослушивания рассказа дети высказывают мнения предложениями о том, какие ошибки они заметили, т. е., чего не может быть зимой, например, «Зимой деревья зелёными не бывают. Они стоят голые. Медведи зимой не ходят по лесу. Они спят в берлоге» и т. д.

Гоша: «А второй рассказ о времени года, к которому подходят эти картинки (на доске появляются картинки о лете): Однажды жарким летом сижу я в своём лесу на пеньке, отдыхаю. Я очень устал, потому что лепил снеговика. Вдруг выбегает из-за кустика белый зайчишка и говорит: «Почему купаться не идёшь? Жара ведь, можно и освежиться». Пошёл я на речку, но искупаться не смог – лёд никак не ломался».

После просушивания этого рассказа проводится аналогичная работа: дети рассказывают о замеченных ошибках предложениями, например, «Летом не лепят снеговиков. Летом зайцы не белого, а серого цвета. Летом на реках нет льда».

Гоша: «А к следующему моему рассказу подходят эти картинки (на доке картинки о весне): Однажды весной я решил поиграть с корабликами вместе со своим другом – скворцом. Сделали мы кораблики из бумаги и пустили их по лесному ручейку. Плывут наши кораблики, а мы за ними бежим. Вдруг скворец куда-то пропал. Я стал его искать. Смотрю - стоит дерево с жёлтыми листьями. Я спросил у него: «Дерево, не видело ил ты моего друга – скворца?» А оно и отвечает: «Видело, он вместе с другими скворцами на юг полетел».

Дети рассказывают о том, какие ошибки заметили в этом рассказе, например, «Весной на деревьях нет жёлтых листьев. На деревьях набухают почки. Весной скворцы не улетают на юг. Они возвращаются с юга».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»

Гоша: «Молодцы, ребята! Мне нравится, как внимательно вы слушаете меня. А о каком времени года я ещё не рассказывал? Правильно, об осени (на доске появляются картинки об осени): Осенью в моём лесу хмуро, пасмурно; идёт дождь, холодает. Некоторые мои друзья – птицы улетают на юг. Часто я сижу на пеньке и слушаю, как они грустно кричат… Но зато радуют меня мои друзья – деревья. Они такие красивые: жёлтые, красные, оранжевые.

Дети отмечают, что в этом рассказе не было никаких ошибок. Логопед от имени гнома Гоши хвалит детей за внимание и сообразительность.

III. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Подвижная игра «Весна».

Кап-кап-кап – звенит капель,

(Хлопать в ладоши)

Приближается апрель.

(Топать ногами)

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте)

Прилетели сто грачей,

(Имитация взмахов крыльями)

А сугробы тают, тают,

(Поднять руки вверх, затем присесть и опустить руки)

И цветочки вырастают

(Сжать кулачки, затем встать и раскрыть их, подняв руки вверх).

IV. Развитие грамматического строя речи.

Игра-лото «Времена года». Работа в двух командах.

Логопед: «Ребята, а Гоша принёс нам интересную игру. Хотите поиграть?»

Дети сидят за двумя столами. На каждый стол логопед кладёт две большие карты лото (о двух временах года). У каждого ребёнка маленькие картинки с изображением примет времён года, соответствующие двум большим картам. Дети друг за другом выкладывают картинки на соответствующие карты, составляя простое распространённое предложение, например, «Весной распускаются подснежники», «Зимой идёт снег», «Осенью люди собирают урожай», «Летом солнце ярко светит» и т. д.

V. Развитие связной речи.

Игра «Когда это бывает?» (загадывание загадок о разных временах года с опорой на модель).

Логопед предлагает детям загадать гному Гоше загадки о разных временах года. При этом сообщает, что помочь им могут картинки, и даёт образец:

1). Гоша, когда становится холоднее, часто идёт дождь, звери готовятся к зиме?

2). На улице мороз. Люди надели шубы, шапки, валенки. Дети катаются на санках. Когда это бывает?

Таким образом, варианты высказываний могут быть разными в зависимости от возможностей и желаний детей.

VI. Итог занятия.

Логопед: «Вот и подошла к концу наша встреча с таким интересным гостем. Гном Гоша сейчас сказал мне, что ему очень понравилось с вами играть! Вы молодцы! Закончить нашу встречу я хочу интересным стихотворением, которое так и называется «Времена года». А написала его А. Кузнецова. Сейчас я прочитаю его вам и Гоше.

Придумала мать дочерям имена;

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

- О каких дочерях говорится в стихотворении?

- Какое время года вам нравится больше? Почему?

Гоша раздаёт детям подарочки – картинки-раскраски о разных временах года и просит раскрасить их вечером.

Публикации по теме:

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе «Дом. Мебель» Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель». Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Поможем Герде спасти Кая» учителя-логопеды: Андреева А. П., Щвецова Г. Н. Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений о зиме и зимних явлениях..

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 16:13
+325Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 132.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия «Признаки весны»
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Конспект родительского собрания «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...