МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»

Надежда Меморская
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»

Конспект

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему : «Одежда»

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему „Одежда“» размещена в разделах

Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная, летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)

Коррекционные задачи:

1. Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

5. Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

6. Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

7. Согласование глаголов с существительными.

8. Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам.

9. Согласование числительных с существительными.

10. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По картинно-графическому плану).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

Предшествующая работа:

• Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»

• Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.

• Работа над антонимами.

Конструирование одежды.

• Выполнение динамической паузы «Портной»

Ресурсы:

1. Костюм Пеппи

2. Чемодан

3. Лупа

4. Медали

5. Образцы тканей

6. ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений

7. Куклы (мальчик и девочка,

8. шкаф игрушечный,

9. игрушечная одежда,

10. предметные картинки с изображением предметов одежды,

11. сюжетные картинки,

12. картинно-графический план,

13. счетный материал,

14. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»

15. Картинки для фокуса

ЛИТЕРАТУРА:

* Куликовская Т. А., Артикуляционная гимнастика в считалках. – М. : «Гном и Д», 2008 – 64 с.

* Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М. :ТЦ Сфера, 2006. – 256 с.

* Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

* Алябьева Е. А., Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

* Кузнецова Е. В., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

* Морозова И. А., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 176 с.

* Лапковская В. П., Володькова Н. П., Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.

Приемы:

- Привлечение родителя воспитанника

- Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама рубашки»;

- речь с движениями «Изобрази портного»

- использование элементов кинезиологии;

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Пеппи проснулась и по-думала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.

Пеппи:

-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.

Взрослый:

-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.

Пеппи:

- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.

Взрослый:

-Тогда оставайся с нами.

Пеппи:

-Хорошо, я согласна.

1. БЕСЕДА

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

БЕСЕДА по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

2. Работа над обобщающими понятиями

Пеппи:

-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)

ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т. д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т. е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т. д.

Взрослый:

-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)

Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.

3. Д/И «Назови ткань»

Пеппи:

-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю, как они называются.

Взрослый:

-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

Ситец – ситцевая ткань, шерсть -, кожа -, драп -, вельвет -, джинс - … и др.

4. Д/И «Назови маленький»

Пепи:

-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом. (с картинками)

платье – платьице,

блузка – блузочка,

кофта – кофточка,

брюки – брючки и т. д.

5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.

Пеппи: А давайте с язычками поиграем.

РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».

ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»

ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.

6. ИГРА на фонематическое восприятие

Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

Ва-ва-ва – это мои рукава.

7. Д/И «Скажи наоборот»

Взрослый:

Пеппи такая выдумщица!

Пеппи:

-Да, а еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.

Широкий – узкий, тонкий – толстый, чистый – грязный, глаженый – мятый,

сухой – мокрый и т. д. Глаголы: завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять и т. д.

8. Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

Пеппи:

-Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились, то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.

(Выполнение детьми задания)

-Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.

Взрослый:

-Ребята, давайте посмотрим, чему же научилась Пеппи. Подойдите сюда (Подводит детей к игрушечному домику кукол)

9. Р/И «Закончи предложение»

Взрослый:

-Пеппи, ответь: Это драповое пальто, а в шкафу висят пять?

Пеппи:

-Пять драповых пальтов. (Дети исправляют) Пять драповых пальто.

(Аналогично продолжают игру дети)

-Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять желтых рубашек.

-Это нарядное платье, а в шкафу лежат пять нарядных платьев.

-Это кожаный плащ, а в шкафу висят пять кожаных плащей.

Это шерстяные носки, а в шкафу лежат пять пар шерстяных носков.

10. Динамическая пауза с элементами кинезиологии

Пеппи:

-Мы с друзьями любим всех изображать. Давайте, изобразим портного.

(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

11. «Придумай рекламу для одежды» Пеппи:

-Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.

Составление описательного рассказа по плану.

- Что это?

- Это одежда, обувь или головной убор?

- Из каких частей состоит?

- Из какого материала сделана?

- В какое время года носят?

- Кто надевает?

(Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)

Взрослый:

-Пусть теперь Артем прорекламирует рубашку с начала до конца. (Затем двое-трое детей пересказывают текст полностью)

Пеппи:

- Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.

12. Итог занятия. (Звонок из чемодана)

Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. А вы хорошо готовитесь к школе. Я хочу всем подарить медали за хорошую учебу. До свидания!

Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы, показали хорошие знания.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 07:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД