Лучший педагог года

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе

Елена Бояркина
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах

в старшей логопедической группе

Тема: «Транспорт»

Автор: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

2013г.

Тема: «Транспорт»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Задачи: - активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт»;

- формировать обобщающие понятия «водный транспорт», «воздушный транспорт», «наземный транспорт»;

- упражнять в составление предложений по индивидуальным предмет-ным картинкам, с глаголами: лететь, плыть, ехать, с предлогом «на», с союзом потому что;

- упражнять в употребление существительных единственного числа в творительном и родительном падежах;

- закрепить умение выделять первый и последний звук в слове и подби-рать к этому звуку другие слова;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- уточнить понимание и практическое употребление приставочных гла-голов в речи;

- развивать внимание, мышление;

- воспитывать активность на занятии, контроль над собственной речью.

Оборудование: предметные картинки транспорта; предметные картинки животных:

антилопа, кот, корова, поросёнок тушканчик, лошадь, верблюд; сломанные игруш-ки: машина без руля, самолёт без крыла, грузовик без кабины, мотоцикл без колеса;

макет гаража, моста; игрушка Самоделкин.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед : Сегодня мы отправляемся в путешествие. Мы к путешествию все готови-лись.

( У детей в руках игрушки: машина, мотоцикл, корабль и т. д.)

- Расскажите, кто с чем пришёл?

Дети: Я пришёл с катером и т. д.

II. Постановка цели.

- Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?

III. Классификация транспорта.

Составление предложений с союзом потому что.

- Назовите железнодорожный транспорт.

- Почему поезд железнодорожный транспорт.

- Назовите водный транспорт.

- Почему этот транспорт водный?

- Назовите воздушный транспорт.

- Почему этот транспорт воздушный?

- Назовите наземный транспорт.

- Почему этот транспорт наземный?

IV. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с предлогом «на».

Дидактическая игра «На чём отправляешься в путешествие?»

- Расскажите, на чём вы отправитесь в путешествие?

Дети: Я полечу на самолёте.

- Я поплыву на корабле.

- Я поеду на автобусе и т. д.

V. Игра на развитие внимания.

- Отправим в путешествие по моей команде, будьте внимательны!

- Плывите!

(Дети, у которых на картинках изображён водный транспорт имитируют плавание.)

- Летите!

(Дети, у которых на картинках изображён воздушный транспорт имитируют полёт.)

- Езжайте!

(Дети, у которых на картинках изображён наземный транспорт имитируют езду за рулём.)

VI. Употребление существительных единственного числа в творительном па-деже.

Дидактическая игра «Кто чем управляет?»

- Я вижу не просто ребят, а настоящих лётчиков, водителей, машинистов, вагоно-вожатых, и капитанов.

- Кто капитан?

- Чем управляет капитан?

- Кто машинист?

- Чем управляет машинист?

VII. Определение первого звука в слове.

Составление предложений с глаголами: поедет, поплывёт, полетит.

Дидактическая игра «Путешествие животных»

Сегодня животные в путешествие спешат.

А путешествовать все на разном транспорте хотят.

Чтоб транспорт животному нам подобрать.

Звук первый лишь в слове надо узнать.

- Это собака.

- Назовите первый звук в слове собака.

- Собака отправится на транспорте, который тоже начинается на звук С.

- На чём отправится собака?

Дети: Собака полетит на самолёте.

- Корова поплывёт на корабле.

- Кот поплывёт на катере.

- Антилопа поедет на автобусе.

- Поросёнок поедет на поезде

- Тушканчик поедет на трамвае.

- Лошадь поплывёт на лодке.

- Верблюд полетит на вертолёте.

VIII. Физкульминутка «Шофёр»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли:

Влево, вправо – чистота.

Волосы ерошит ветер.

Мы шофёры хоть куда!

IX. Употребление существительных единственного числа в родительном паде-же.

Дидактическая игра «Мастерская Самоделкина»

- Мы приехали в мастерскую Самоделкина, всё тут сломано.

- Машина без чего?

- Самолет без чего?

- Грузовик без чего?

X. Образование относительных прилагательных.

Дидактическая игра «Мастерская Самоделкина»

Самоделкин бы всё починил, но забыл из чего делают эти части.

- Дверцы из металла – дверцы какие?

- Руль из пластмассы – руль какой?

- Сиденье, обшитое кожей – сиденье какое?

- Колесо из резины – колесо какое?

- Теперь у Самоделкина всё получится, он вам благодарен и дарит игру, пойдёмте играть

XI. Приставочные глаголы.

1) Выполнение инструкций логопеда.

(Дети стоят вокруг стола, на столе макет гаража, моста и машина)

- Слушайте внимательно, кого я назову то выполняет мою команду.

- Вова, покажи, как машина выезжает из гаража.

- Артём, покажи, как машина объезжает вокруг дома.

- Ильшат, покажи, как машина подъезжает к мосту.

- Максим, покажи, как машина едет по мосту.

- Света, покажи, как машина с моста съезжает.

- Полина, покажи, как машина к гаражу подъезжает.

- Катя, покажи, как машина в гараж заезжает.

2) Употребление приставочных глаголов.

- Теперь я буду управлять машиной, а вы говорить, что машина сделала.

- Машина из гаража (что сделала)

- Машина вокруг гаража (что сделала)

- Машина к мосту (что сделала)

- Машина на мост (что сделала)

- С моста машина (что сделала)

- Машина к гаражу (что сделала)

- Машина в гараж (что сделала)

- Понравилась вам игра? Скажите Самоделкину «Спасибо»

XII. Итог

- Итак, наше путешествие завершается.

- Скажите, о чём мы говорили?

- Если транспорт плавает по воде, то транспорт какой?

- Если транспорт летает в воздухе, то транспорт какой?

- Если транспорт едет по земле, то транспорт какой?

Дидактическая игра «Назови последний звук в слове»

- Встанет тот, кто назовё т последний звук в слове: автобус, грузовик, трамвай, трол-лейбус, самолёт, вертолёт, корабль, катер.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебство природы»Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе
Опубликовано: 8 мая 2013 в 20:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД