Ольга Виноградова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет «Посылка из Простоквашино»
по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей 4 – 5 лет
«Посылка из Простоквашино».
Программное содержание.
Образовательные задачи:
1. Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет „Посылка из Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
2. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
3. Формировать умение различать форму предметов и соотносить эту
форму с геометрической фигурой (кругом, треугольником,
квадратом и прямоугольником).
4. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружелюбие, желание прийти на помощь.
2. Воспитывать взаимоуважение, умение слушать друг друга, не перебивать, если есть что дополнить поднять руку.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: фланелеграф, числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов, вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошек (круглое, квадратное, прямоугольное, треугольное, картинки с изображением время суток
(утро, день, вечер, ночь).
Раздаточный материал: набор геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников) для подвижной игры «Найди свой домик», набор предметных картинок разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для дидактической игры «Помоги предметам найти свой дом».
План проведения занятия и ориентировочное время.
Занятие проводила в форме дидактических упражнений и игр.
1 этап. Введение детей в игровую ситуацию через мотивацию, выполнить задания Печкина, чтобы получить посылку от дяди Федора (1 мин.)
2 этап. Ознакомление детей с новым материалом. Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Игровое упражнение «Сделай столько же» (5 – 7 мин)
3 этап. Дидактическая игра в движении «Найди свой домик». Закреплять умение детей называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (2 – 3 мин.)
4 этап. Дидактическая игра «Когда это бывает?» совершенствовать знания детей о частях суток (3 – 4 мин.)
5 этап. Игра «Помоги предметам найти свою улицу». Закреплять умение различать форму предметов и соотносить эту форму с геометрической фигурой (кругом, треугольником, квадратом и прямоугольником)
(3 мин.)
6 этап. Подведение итога занятия. Сюрпризный момент - получение посылки. Рассматривание игрушек которые прислал дядя Федор детям для знакомства с профессиями мама по тематической недели (3 мин.)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы узнаете этого мальчика?
Дети: Да, это дядя Федор из Простоквашино.
Воспитатель: Правильно. Ребята, дядя Федор прислал нам посылку, но Печкин не отдает посылку, говорит, выполните мои задания, тогда отдам. Вот задания (показывает конверт, если мы их выполним, то Печкин обязательно отдаст нам посылку. А вам интересно, что же в этой посылке?
Дети: Да.
Воспитатель: что же прислал нам дядя Федор! Ребята, вы готовы к выполнению заданий? Тогда давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас Печкин.
Воспитатель: (открывает конверт) Первое задание. Игровое упражнение «Сделай столько же».
• Сделать столько приседаний (прыжков, хлопков, сколько кругов на числовой карточке.
В: Кира, сделай столько приседаний, сколько кругов на числовой карточке (на числовой карточке 4 круга)
В: Кира, сколько приседаний ты сделала?
Кира: Я сделала четыре приседания.
В: Почему, Кира ты сделала четыре приседания?
Кира: Потому что на числовой карточке 4 круга.
В: Молодец, Кира.
• Отсчитать столько кругов, сколько услышали хлопков.
В: А теперь я буду хлопать в ладоши, а вы считать и искать карточку с таким числом кругов. (воспитатель хлопает в ладоши 3 раза)
В: Данил, сколько кругов на твоей числовой карточке?
Данил: На моей карточке 3 круга.
В: Почему ты выбрал именно эту карточку?
Данил: Потому что вы хлопнули в ладоши три раза.
В: Замечательно, Данил.
После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков? Почему вы выполнили столько движений? Сколько кругов отсчитали? Почему отсчитали столько кругов?»
Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием справились.
Вы готовы выполнить следующее задание?
Дети: Да.
Воспитатель: Второе задание. Дидактическая игра «Найди свой домик». Дядя Федор сделал за зиму много скворечников для прилетающих птиц. Ребята, посмотрите, какие разные окошки у этих скворечников. Давайте назовем формы окошек.
В: Это окошечко какой формы, Маша?
Маша: Круглой формы окошечко.
В: А на этом скворечнике окошечко какой формы, Андрей?
Андрей: окошечко треугольной формы.
В: А на этом скворечнике какой формы окошечко, Вика?
Вика: окошечко квадратной формы.
В: А на этом, Арсений?
Арсений: прямоугольной формы.
В: Давайте разложим эти скворечники по ковру и поиграем в игру «Найди свой домик». Дети раскладывают скворечники по ковру. Воспитатель раздает всем разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, по одной геометрической фигуре, вы будете птичками, сначала под музыку все птички будут летать, клевать зерна, а как только музыка остановится, птички должны найти свой домик с таким окошечком, как и ваша геометрическая фигура и встать рядом. Вам понятно задание? (По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе под музыку из мультфильма «Простоквашино». Дети играют 2-3 раза, меняясь фигурами.) Воспитатель просит детей обосновать свой выбор.
В: Миша, почему ты выбрал этот скворечник?
Миша: Потому что окошечко у этого скворечника квадратной формы, а у меня в руках геометрическая фигура квадрат.
В: Молодец, Миша.
И т. д.
Воспитатель: Третье задание. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
В: Нужно разложить фотографии в правильной последовательности. Рита, что изображено на этой фотографии?
Рита: Восход солнца.
В: Когда это бывает, Гоша?
Гоша: Это бывает утром.
В: Ребята, что еще можно делать в это время суток?
Ответы детей : Чистить зубы, делать зарядку….
В: Степа, что изображено на этой фотографии?
Степа: На этой фотографии изображено звездное небо.
В: Лиза, когда это бывает?
Лиза: Это бывает ночью.
В: Дима, что мы делаем ночью?
Дима: Ночью мы спим.
В: Эллада, что изображено на этой фотографии?
Эллада: Закат солнца.
В: Сема, когда бывает закат солнца?
Сема: Закат солнца бывает вечером.
В: Ребята, что еще мы делаем вечером?
Ответы детей : Ужинаем, чистим зубы перед сном, смотрим спокойной ночи малыши и т. д.
В: Влад, что изображено на этой фотографии?
Влад: На ней изображено яркое солнышко.
В: Эвелина, когда это бывает?
Эвелина: Солнце ярко светит днем.
В: Ребята, что мы делаем днем?
Ответы детей : Играем, гуляем, обедаем и т. д.
В: Ребята, как одним словом назвать утро, вечер, день и ночь? Что это?
Дети: Части суток.
В: Правильно, ребята. Но фотографии с частями суток перепутались, Захар, разложи части суток в правильной последовательности.
(Ребенок выполняет задание)
Захар: Первая фотография это утро, вторая день, третья вечер, четвертая ночь.
В: Правильно, ребята Захар расположил фотографии?
Дети: Да.
В: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы отлично справились!
Воспитатель: Четвертое задание.
Игра «Помоги предметам найти свою улицу»
Перед началом игры ведущий раскладывает скворечники перед детьми, вместе с детьми обсуждают форму окошек у скворечников (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная). На улице квадрата - живут предметы квадратной формы, на улице круга - круглой формы и т. д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.)
Игровое правило: Карточек по числу детей. Перед детьми хаотично раскладывают карточки картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет, говорит какой он формы и определяет, на какую «улицу» поселит его.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, нам нужно расселить предметы. Давайте с вами поможем найти каждому предмету свою улицу!»
В: Кира, выбирай карточку. Какой предмет на твоей карточке?
Кира: На моей карточке нарисован воздушный шар.
В: На какую улицу ты поселишь воздушный шар?
Кира: На улицу круга.
В: Правильно, молодец. Миша, что нарисовано на твоей карточке?
Миша: Картина, я ее поселю на улицу квадрата.
В: Молодец, Миша. Лиза, какой предмет на твоей карточке?
Лиза: На моей карточке нарисован комод, я поселю его на улицу прямоугольника.
В: Замечательно, Лиза. Арсений, на какую улицу ты поселишь свой предмет?
Арсений: На треугольную.
В: Почему?
Арсений: Потому что на моей карточке флажок треугольной формы. Ит. д.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания Печкина.
Гоша, какое задание тебе больше понравилось?
Гоша: как мы помогали предметам найти свою улицу.
В: А тебе Маша?
Маша: Мне понравилась игра «Когда это бывает?».
В: А какое задание показалось труднее всех остальных?
Данил: Сделай столько же.
(Стук в дверь, воспитатель открывает дверь, а там посылка).
Воспитатель: Ребята, а вот и посылка от дяди Федора, давайте посмотрим, что он нам прислал. (открывают посылку, в посылке : касса, фен, глобус, нитки, ножницы, кастрюля, книга, мяч и т. д.)
Воспитатель: Ребята, какую тему мы изучаем на этой недели?
Дети: Профессии мам…
Воспитатель: Дядя Федор, прислал вам игрушки, играя с этими игрушками вы сможете подробнее познакомиться с профессиями мам.
Воспитатель: Какой профессии нужна касса?
Дети: Маме - кассиру….и т. д.