МААМ-картинки

Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Кулешова
Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста

«Дымковский олешек»

Цель: Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства

Программные задачи. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Матрешки;

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

Публикация «Конспект занятия по лепке „Дымковский олешек“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Совершенствовать навыки лепки из целого куска, передавая пропорции частей тела животного.

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; Предшествующая работа: чтение стихов, загадок о народных промыслах, рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного творчества, лепка изделий из глины.

Методы и приемы: художественное слово, наглядный (использование иллюстраций, напоминание, указание, решение проблемной ситуации.

Словарная работа: свистульки, гжель, хохлома, городец, Полхов-Майдан, обжиг.

Оборудование и материалы: изделия народных промыслов, глина, салфетки, стека, баночки с водой.

Ход НОД

Организационный момент. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: - Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

Хотите совершить путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия?

Дети: - Хотим.

Воспитатель:- Тогда отправляемся (слайд 1)

Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки.

- С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки. (Слайд 2)

Воспитатель: - Ребята, а что такое ярмарка? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия мастера. Вот и сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! (на столах изделия разных народных промыслов)

Воспитатель: - На ярмарку со всех сторон привозили изделия русские мастера. Но сегодня мастера приехать к нам не смогли, а поручили нам разложить товар по промыслам.

Воспитатель: - А разложить товар мы сможем с помощью загадок.

Ветка плавно изогнулась,

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым,

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась,

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома.)

- Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (помещают на отдельный стол.)

- Какой материал используют мастера для хохломских изделий? (дерево.)

- Какие краски используют художники из Хохломы? (Красная, желтая, оранжевая, зеленая, черная.)

Слушайте следующую загадку:

Эта роспись,

На белом фарфоре – Синее небо, синее море

Синь васильков, Колокольчиков звонких. Синие птицы,

На веточках тонких. (Гжель.)

Выберите изделия из Гжели (дети находят изделия гжельских мастеров.)

- Какие цвета используют гжельские мастера?

- Почему Гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет? (от цвета неба.)

- Какой материал используют мастера. (Глина.)

Слушайте следующую загадку:

На дощечке той девица, Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица.

Это значит … (городец)

- Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол).

- Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, солонки, игрушки, все деревянные изделия)

- Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)

Слушайте следующую загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

- Выберите матрешек (помещают на другой стол.)

- Почему матрешку называют матрешкой? (От русского имени Матрена.)

- В каких городах делают матрешки? (Полхов-Майдан, Сергиев Пасад.)

Слушайте следующую загадку:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы. А ну, назови-ка меня! (Дымково.)

Воспитатель: - Ребята, а где же дымковские игрушки? Неужели мастера забыли их прислать? А что за конверт лежит? Здесь письмо.

«Здравствуйте ребята! Мы так хотели попасть на ярмарку, но сильные дожди размыли все дороги, мы не сможем добраться. Не могли бы вы нам помочь и вылепить дымковские игрушки. Жители села Дымково».

Воспитатель: - Дети, вы знаете, где находится село? (ответы детей) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Живут в том селе весёлые и озорные люди. Любят они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой. Воспитатель: - Из чего лепили игрушки? (ответ детей)

Воспитатель: - Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.

Воспитатель: - Название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.

- Ребята, а вы хотите помочь сделать дымковские игрушки?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Дети, но если мы будем лепить из глины, игрушки еще надо будет расписать, а у нас мало времени, как же быть? (предложения детей).

Воспитатель: - Конечно, ведь можно вылепить и из пластилина, они сразу будут яркие, красочные. Давайте тогда примемся за работу.

Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олешка

- Как можно его слепить? Какие приемы для этого будим использовать? (Дети отвечают).

Воспитатель: А перед работой сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Вот это самый толстый пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем большой палец).

Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Это самый ловкий пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем указательный палец).

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Вот это самый длинный пальчик у меня (сгибаем и разгибаем средний палец).

Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

А вот это пальчик- лодырь у меня (сгибаем и разгибаем безымянный палец).

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все мои друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).

А это пальчик – мальчик, лучший у меня, (сгибаем и разгибаем мизинец).

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Все мои пять пальцев - дружная семья, (Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди).

И, когда они танцуют, танцую с ними я! (Хлопки в ритме текста).

Воспитатель: - Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию. Самостоятельная работа детей.

(Воспитатель во время работы старается помочь тем детям, которые затрудняются советами, если необходимо прибегает к показу). Воспитатель: - Ребята посмотрите, интересный у вас получился дымковский олешек. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. (Дети встают вокруг стола) Рефлексия.

- Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров?

- А какая игрушка получилась самая яркая?

- Какая игрушка больше всего нравится?

- Как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам?

Воспитатель: - «Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Можно оправлять их на ярмарку. Спасибо, вам за работу!

Воспитатель: - Теперь весь товар на ярмарке на месте. (Звучит музыка.) Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

И отменные игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой! - Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем, да в русскую народную игру поиграем.

У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

(После этих слов водящий показывает движение, а все дети повторяют его, водящий выбирает того, кто лучше всех повторил движение и задает вопрос: «что ты делал?», если правильный ответ, тот становится водящим).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по лепке «Лев» для старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по лепке «Лев» для старшего дошкольного возраста Доброго времени суток всем, кто нашёл минутку заглянуть на огонёк. Как льва слепить из пластилина, Свой детский мастер-класс Покажет с удовольствием.

Конспект итогового занятия по лепке из соленого теста для детей среднего дошкольного возраста «Ромашка» Конспект итогового занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) для детей среднего дошкольного возраста Подготовила: Кутуева Ирина.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возрастаКонспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста Лексическая тема: «Звук [Щ]. Буква Щ». Цель: закрепить правильное произношение звука [Щ] в слогах, словах и чистоговорках. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Яблоко» Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развивать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, образовательная область - познавательное развитие. Автор – Чибирнова Татьяна Андреевна,.

Конспект занятия по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Фрукты в вазочке»Конспект занятия по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Фрукты в вазочке» Конспект занятия по лепке для детей среднего возраста. «Фрукты в вазочке» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,.

Конспект занятия в бассейне для детей старшего дошкольного возраста Конспект сюжетно - игрового занятия с оздоровительной направленностью в бассейне для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в.

Конспект занятия «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия " Зима" для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с целью активизации речи детей с использованием.

Мастер-класс по рельефной лепке «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рельефной лепке «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возраста Вот и наступила золотая осень! Любимое время года для многих взрослых и детей. Очень хочется, как можно дольше, любоваться многоцветием.

Конспект занятия по лепке «Гусеница» для детей младшего дошкольного возраста Задачи: Познакомить детей со способом модульной лепки (лепка из шариков); Совершенствовать технику лепки округлых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2018 в 14:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД