Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и совершенствованию лексико-грамматических представлений

Ольга Морозова
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и совершенствованию лексико-грамматических представлений

Занятие в подготовительной к школе логопедической группе

«Экскурсия в музей волшебных звуков, букв и правильных слов».

Тема: 1. Дифференциация звуков [з-з’]. Буквы Зз.

2. Дикие животные наших лесов.

Цели:

1. Учить детей дифференцировать звуки [з-з’].

2. Продолжать знакомство со зрительным образом буквы З.

3. Упражнять детей в печатании и чтении слов с буквой З.

4. Закреплять у детей навык деления слов на слоги, нахождение недостающего слога.

5. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, согласовании существительных с глаголами.

6. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук.

7. Развивать мышление, наблюдательность.

8. Развивать пространственную ориентировку.

9. Воспитывать интерес к играм, связанным с родным языком.

Оборудование:

- схема для характеристики звуков;

- изображение королей Твёрдыша и Мякиша;

- индивидуальные картинки на звуки [з-з’];

- миниковрографы на каждого ребёнка;

- абрикосовые косточки для конструирования букв;

- демонстрационное изображение «зашумлённых» контуров диких животных;

- символ слова-действия;

- символы гласных звуков;

- карандаши, ;

- массажные шарики су-джок;

- «билеты-буквы» для узнавания на ощупь;

- карточки с изображением предметов на [з-з’] для игры «Какой слог потерялся?»;

- магнитофон.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

- Дети сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию в музей.

Если вы согласны, то я скажу, в какой. (Ответы детей.)

- В музей волшебных звуков, букв и правильных слов! Вход в музей по билетам, но билеты не простые. На каждом из них – буква, которую нужно узнать на ощупь и с закрытыми глазами.

- Хотите попытаться это сделать? Закройте глаза, руки спрячьте за спину, а я вам раздам буквы-билеты. (Дети узнают буквы на ощупь и называют – каждый свою букву.)

- Какие вы молодцы, все буквы назвали правильно! Можно проходить в музей.

Я вас приглашаю в первый зал: гласных и согласных звуков.

2. Повторение гласных и согласных звуков.

- Посмотрите на девочек-звуковичков. Какие звуки они поют?

- Как называются эти звуки? Верно, гласные звуки.

- А вот и ваши старые знакомые. Чьи это портреты? (Твёрдыша и Мякиша).

- Слова с какими звуками больше всего любит Твёрдыш? (Твёрдыш любит слова с твёрдыми согласными.)

- А Мякиш? (Мякиш любит слова с мягкими согласными.)

- Дети, вспомните, пожалуйста, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии. Правильно, со звуками [З и З’].

- Давайте дадим характеристику этим звукам с помощью схемы-помощницы.

(Дети дают характеристику звукам с опорой на наглядную схему.)

3. Дифференциация звуков [з-з’] по картинкам.

- Дети, давайте сделаем сюрприз для Твёрдыша и Мякиша. Возьмите каждый по картинке, назовите её и скажите, кому вы хотите её подарить и почему.

(Дети выполняют задание, сопровождая его ответом: «Я подарю розы Твёрдышу, потому что в этом слове слышится твёрдый звук З.» И т. д.).

- По-моему, Твёрдыш и Мякиш довольны вашими подарками.

- И теперь я приглашаю вас дальше пройти по нашему музею.

(Дети подходят к столам, на которых разложен миниковрографы и абрикосовые косточки на подносах.)

- Здесь находится мастерская, в которой конструируют и восстанавливают буквы. Вы хотите поработать в этой мастерской? (Ответы детей.)

- Проходите и садитесь за столы.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики к работе с помощью массажных шариков.

4. Пальчиковая гимнастика:

Шарик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть – руки будем развивать!

Сильными станут пальчики, умными – девочки, мальчики.

Шарик нам ладошки колет, руки к школе нам готовит.

(Дети прокатывают шарики между ладонями продольными и круговыми движениями).

5. Конструирование букв из косточек.

- Готовы к работе? (Ответы детей.)

- Дети, скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются звуки З и З’? Верно, буквой З. Посмотрите на наш Звукобуквоград. На какой улице живёт буква З? (На улице Громкой.) Иди, Таня, покажи нам букву З. Верно, вот она.

-Давайте сконструируем букву З из абрикосовых косточек.

(Дети выкладывают на индивидуальных коврографах букву З.)

Какие красивые получились буквы! Вы отлично справились с этим заданием!

-Давайте теперь напишем букву З в воздухе и вспомним стихотворение о ней:

З – не просто завитушка,

З – закручена, как стружка!

6. Динамическая пауза «Делай так же».

Дети двигаются под ритмичную музыку, а по окончании – принимают позу, изображённую на карточке-символе.

7. Обведение букв по контуру и чтение слов.

- Дети, возьмите карточки и посмотрите: на них жук-буквоед повредил буквы. Поможете их восстановить? (Ответы детей.)

Тогда возьмите карандаши, допишите по контуру буквы и прочитайте, какие слова у вас получились.

(Дети обводят слова, напечатанные пунктирно, а затем читают: ЗУБЫ, КОЗА,, и др.)

8. Ребята, а на этих карточках потерялись слоги.

-Внимательно рассмотрите картинки и нарисованные под ними слоговые схемы. Произнесите название картинки по слогам и скажите, какой слог потерялся.

(Ответ: «Из-ба. Потерялся слог из». И т. д.)

9. – Я предлагаю вам продолжить дальше нашу экскурсию.

- Как вы думаете, что обозначает этот человечек-символ? Я вам напомню: слова-антонимы.

В этом зале очень весело, здесь все отвечают наоборот. Давайте и мы попробуем это сделать в игре «Скажи наоборот».

- Встаньте в круг, ловите мяч и на мой вопрос отвечайте наоборот:

Ты грустная? – Я весёлая! Ты шумный? – Я спокойный! Ты жадный? – Я щедрый! Ты трусливый? – Я смелый! Ты больная? – Я здоровая! Ты ленивый? – Я трудолюбивая!

10. - Дети, в нашем музее ещё и картины демонстрируются, но не совсем обычные.

- Посмотрите, здесь изображены контуры каких-то животных. Контуры каких животных вы узнали на этой картине? (Ответ: «Я узнал контур зайца». И т. д.)

- Ребята, что мы обозначаем этим символом? Верно, слова-действия.

- Давайте назовём слова-действия к названиям животных.

Медведь – (рычит, спит). Лиса – (охотится, мышкует, крадётся…). Волк – (нападает, грызёт, воет). Заяц – (бежит, петляет, прячется).

Молодцы, дети! Вы назвали много слов-действий!

11. Итог.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. В каком музее вы сегодня побывали? (В музее волшебных звуков, букв и правильных слов.) вам понравилась такая экскурсия? В каком зале было интереснее всего? (Ответы детей.)

А мне очень приятно, что вы были такими активными и любознательными экскурсантами!

(При проведении занятия были использованы пособия, разработанные на основе материала, изложенного в книге Г. Ванюхиной «Речецветик» - символы слов-действий, антонимов, «человечков-звуковичков», схема для характеристики звуков.)

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и совершенствованию лексико-грамматических представлений
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 01:30
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...