Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой «Л» в старшей группе 5–6 лет (3 фото)

Татьяна Веретина
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой «Л» в старшей группе 5–6 лет

Образовательная деятельность по речевому развитию  (обучение грамоте) в старшей группе.

Тема: «Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л»

Цель : Познакомить со звуками [Л], [Ль] и буквой Л.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой „Л“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах

Задачи: образовательные - уточнение артикуляции звуков [Л] и [Ль]; формирование умений различать звуки [Л] и [Ль]; сравнение звуков по твёрдости и мягкости; развитие фонематического слуха и восприятия; определение местонахождения звука в словах; знакомство с буквой Л; развивающие - развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление; воспитательные - воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Ход занятия : Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Топни, хлопни, обернись». (проводится малоподвижная игра, дети присаживаются на стульчики). Раздается звон колокольчика, воспитатель идет к двери и заносит синего гномика с большим колокольчиком)

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел? Дети: Гномик. Воспитатель: А чтобы с ним познакомится и узнать, как его зовут, нужно разгадать ребус. (детям предлагается разгадать ребус).( дети повторяют его имя: Лука, воспитатель прикрепляет гномика на мольберт).

Воспитатель: Лука хочет нас познакомить с новым звуком и приготовил загадки, которые находятся в волшебном колокольчике. (заглядывает в колокольчик и читает загадки). Послушайте и отгадайте загадки от Луки:

1. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка) 2. Землю копала, ничуть не устала, а кто мною копал, тот устал. (лопата) 3. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой «Л» в старшей группе 5–6 лет

Воспитатель: Ребята, гномик хочет узнать, какие из этих слов длинные, а какие короткие. Кто умеет сосчитать, сколько слогов в этих словах? (прохлопываем и определяем количество слогов индивидуально и хором)

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинаются слова : ложка, лопата, лук? (дети рассматривают картинки)

Дети: со звука Л. (индивидуальные ответы)

Воспитатель: А чтобы правильно произносить звук (Л, я вам предлагаю поиграть с нашим язычком. (проводится артикуляционная гимнастика) :

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. А вокруг домика был заборчик (показать зубы). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Потом он покачался на качелях (язык вверх-вниз). Но тут подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой", спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).  Сейчас мы с вами вместе произнесем звук (Л). Приоткрываем рот, губы слегка в улыбке, зубки сближены, кончик язычка поднимается наверх и упирается в верхние зубки. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (дети произносят звук Л).

Воспитатель: Мы можем звук Л пропеть?

Дети: Нет пропеть не можем, мешают зубы и язык. (индивидуальные ответы)

Воспитатель: Какой звук (Л) гласный или согласный?

Дети: Звук (Л) согласный. (индивидуальные ответы)

Воспитатель: Твердый или мягкий?

Дети: Твердый, произносится твердо.

Воспитатель: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Л, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.

Дети: Да, дрожит, значит звонкий.

Воспитатель: да, звук (Л) звонкий. Давайте найдем звуковичка, который соответствует звуку (Л). (Дети находят нужного звуковичка)

Воспитатель: Гномик, мы разгадали твои загадки, познакомились со звуком (Л). А теперь поиграй с нами. (проводится физминутка «Гномик») : Гномик, руки подними, Гномик, руки опусти, Гномик, гномик покружись, А теперь земли коснись. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг. Раз сюда, два сюда, (повороты вправо-влево) Повернись вокруг себя. Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали. А потом пустились вскачь, (прыжки на месте) Будто мой упругий мяч. Раз, два, раз, два - вот и кончилась игра. (упражнение на развитие дыхания). (Раздается звон колокольчика, воспитатель идет к двери и заносит зеленого гномика с маленьким колокольчиком).

Воспитатель: Это младший брат Луки и зовут его Леня. ( дети повторяют имя гномика: Леша). Он тоже хочет нас познакомить с новым звуком и приготовил загадки, которые находятся в волшебном колокольчике. (заглядывает в колокольчик и читает загадки). 1. Падают с ветки золотые монетки. (листья) 2. Рыжая хозяюшка, из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса) 3. Дождь веселый, озорной в огород пришел со мной, дождевую тучку я держу за ручку. (Лейка)

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинаются слова : листья, лиса, лейка? (дети рассматривают картинки) Дети: со звука Ль. (индивидуальные ответы) Воспитатель: Давайте вместе произнесем звук (Ль). Слегка приоткрываем рот, язычок поднимается наверх и упирается в небо. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху, на потолке домика и остановится. (дети произносят звук Ль). Воспитатель: Мы можем пропеть звук (Ль? Дети: Нет, не можем, мешает язык. (индивидуальные ответы) Воспитатель: Какой звук (Ль) гласный или согласный? Дети: Согласный. (индивидуальные ответы) Воспитатель: Звук (Ль) твердый или мягкий? Дети: Звук Ль мягкий, произносится мягко. (индивидуальные ответы) Воспитатель: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Ль, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.

Фото «Л»

Дети: Да, дрожит, значит звук (Ль) звонкий? Воспитатель: Да, этот звук звонкий. Давайте найдем звуковичка, который соответствует звуку (Л). (дети находят звуковичка нужного цвета). Воспитатель: Ребята, гномики мне сказали на ушко, что у них случилась беда, из сундучков высыпались предметы. В синем сундучке лежали предметы, слова которых начинаются с твердого звука (Л, а в зеленом – предметы, слова которых начинаются с мягкого звука (Ль). Гномики просят вас помочь разложить предметы по сундучкам. Поможем? (проводится игра на мультиборде «Положи в сундучок»)

Воспитатель: Гномики благодарят вас за помощь и говорят «Большое спасибо». А теперь встанем и проговорим чистоговорки со звуками Л и Ль. (Проговариванием чистоговорки с движениями) :

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой  в старшей группе 5–6 лет - фото

Ло-ло-ло – днем на улице светло светло. (движения головой) Ла-ла-ла – прилетела к нам пчела. (движения плечами) Ли-ли-ли – прилетели журавли. (выполняем наклоны. Лю-лю-лю- топором дрова рублю. (движение «топорик»). Лы-лы-лы – дети сели за столы. (прыжки) Дети присаживаются за столы. Воспитатель: Ребята, наши гномики приготовили для вас еще одно задание. Они положили на окна свои игрушки и забыли повесить занавески. А каким цветом должны быть занавески определите по звуку Л или Ль, которые есть в названии игрушек. А на схеме раскрасьте тот квадратик, где вы слышите звук Л или Ль, в начале, в середине или в конце. (воспитатель показывает на большом листе, как выполнить задание, после этого дети работают самостоятельно и после окончания работы показывают свой домик соседу) Воспитатель: Ребята, звуки мы обозначаем буквами. Звуки Л и (ЛЬ) обозначаются буквой Л. (демонстрирует букву Л). Воспитатель: На что похожа буква Л? Дети: На горку. Воспитатель показывает картинку с горкой, похожей на букву (Л) и читает стихотворение: По букве Л мы вверх взбирались, по букве Л мы вниз спускались. (дети повторяют) Воспитатель: А теперь давайте поселим букву Л в домик. Какой домик нам подходит? Дети: Домик с сине-зелеными окошечками, где висит колокольчик Итог (проводится в кругу, с гномиками) : Воспитатель: Ребята, кто был сегодня самый внимательный и скажет: с какими звуками познакомили вас гномики. Дети: Со звуками Л и Ль.

Воспитатель: Эти звуки гласные или согласные? Дети: Согласные. Воспитатель: Назовите мягкий звук Дети : Ль.

Воспитатель: Назовите твердый звук. Дети: Л. Воспитатель: Звуки Л и Ль глухие или звонкие?

Дети: Звонкие. Воспитатель: А какой буквой обозначаются звуки Л и Ль? Дети: Буквой Л. Воспитатель: Давайте вспомним стишок про букву Л Дети : По букве Л мы вверх взбирались, по букве Л мы вниз спускались. Воспитатель: Все сегодня были молодцы! Гномики вам благодарны за помощь и приготовили сюрприз. Они спрятали сундучок с волшебными колокольчиками. (дети находят сундучок и несут воспитателю) Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет колокольчик, тихонько позвонит возле ушка и загадает желание, которое обязательно сбудется. (Дети звонят в колокольчики и загадывают желание)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Л] и [Л’] и буквой «Л» в старшей группе 5–6 лет
Опубликовано: 29 октября 2023 в 16:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД