Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе «Одежда русского человека»

Гуля Кунденок
Конспект занятия в старшей группе «Одежда русского человека»

Цель: формировать уважительное отношение к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуре

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Одежда русского человека“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать связанную речь, любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность

Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, оберег, порты, кокошник, кушак.

Демонстрационный материал: кусочки различных тканей, презентация с изображением мужской (рубаха- косоворотка, штаны, лапти, картуз, пояс) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лапти) одежды русских людей.

Раздаточный материал: образцы русского орнамента, полоски в клеточку, красные фломастеры или карандаши.

Методические приемы: беседа-диалог, отгадывание загадок, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Шили одежду из хлопковой и льняной ткани. Эта ткань экологически чистая, ведь нити, спрядены из растения: изо льна и хлопка. В одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». Значит можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранить здоровье.

А теперь поиграем в игру «Подбери материал к рубахе»

Игра «Подбери материал к рубахе»

Из предложенных кусочков тканей образцов дети отбирают лен и хлопок, подкладывают под рамку с силуэтными изображениями рубах.

Воспитатель: Обязательным предметом одежды наших предков была рубаха – косоворотка. Воротник такой рубахи расположен сбоку, как бы косо, поэтому ее так и называли – косоворотка. Посмотрите, ребята, как украшали такие рубахи в старину.

Дети: Вышивкой

Воспитатель: Правильно, ворот и рукав косоворотки украшали вышивкой. Для чего они это делали?

Дети: Чтобы было красиво.

Воспитатель: Верно, вышивка делала одежду красивой и более нарядной. Но это не самое главное, обратите внимание, вышивка располагается в определенных местах, вдоль выреза, по низу рукавов. Наши предки считали, что через «вход» рубахи, т. е. горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни, и чтобы преградить дорогу всему плохому по вороту и рукавам вышивали узор - оберег. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что она означает по вашему мнению?

Дети высказывают свое предположение.

Воспитатель: Верно, «оберег» – это то, что нас оберегает, сторожит, защищает.

Послушайте, о какой следующей одежде русских людей эта загадка «Один вход, два выхода»?

Дети: Штаны

Воспитатель: Правильно, Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Послушайте загадку о другом виде одежды.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом (Сарафане)

Воспитатель: Посмотрите, как женщины украшали свои сарафаны?

Дети: Вышивкой, лентами.

Воспитатель: Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, птицами и просто крестиком. Считалось, что вышивка оберегала от болезней и сглаза. Собирались вечером девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свою одежду. Работящие были девицы и сарафаны у них получались очень нарядными. Как можно назвать народ, который много трудится?

Дети: Трудолюбивый, работящий

Воспитатель: Вспомните пословице о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Дети: «Терпение и труд все перетрут», «Какова пряха, такова и рубаха», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Воспитатель: Молодцы ребята! В те давние времена женщинам разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитым платком или головным убором – кокошником. Чем украшали женщины кокошник?

Дети: Бусинками, бисером.

Воспитатель: Кроме рубахи, портов, сарафана и кокошника, наши предки носили и обувь, а что это за обувь послушайте загадку.

Привяжешь - пойдут

Отвяжешь - останутся

Дети: Лапти

Воспитатель: Лапти мягкие, у каждого лаптя по две завязки. Их плели из коры липы, бересты. С давних времен до нас дошла веселая русская народная игра «Лапти», давайте в нее поиграем.

Русская народная игра «Лапти»

Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?»«Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Воспитатель: Послушай следующую загадку

Надену - ободом сведёт,

Сниму - змеёй упадёт,

Тепла не даёт,

А без него холодно.

Дети: Пояс

Воспитатель: Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Раньше на одежде не было карманов, на кушак подвешивали нож, расческу, ложку, мешок для денег. Пояс - кушак тоже украшали разными узорами. Послушайте следующую загадку

Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу — привечу

Дети: Шапка

Воспитатель: На голове мужчины сначала носили шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные: остроконечные, округлые, с отворотами. Позже появились картузы. Молодцы ребята, все загадки отгадали. Скажите в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.

Дети: Различие: в мужском костюме - штаны, головной убор- картуз,

в женском костюме - сарафан и кокошник.

Сходство: рубаха, лапти, одинаковый орнамент.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю побыть русскими мастерами и нарисовать узоры, чтобы украсить ими заготовки сарафанов и рубах. Дети садятся за столы, где разложены заготовки и образцы узоров, фломастерами (карандашами) по клеточкам рисуют узор.

Воспитатель: Молодцы ребята! Рубахи получились на славу, красивые и нарядные.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Ирина Акимова Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень» Цель: Расширять представления.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и информатике в подготовительной группе Цель: обучение детей способам работы на персональном компьютере при выполнении игровых заданий. Задачи: 1. Учить выделять лишний предмет.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе Наше сердце Занятие по познанию окружающего мира Программное содержание: Развив. : обогащать и уточнять представления старших дошкольников.

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Зима» Конспект НОД по окружающему миру в средней группе. Тема: «Зима». Задачи: 1. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи.

Конспект занятия по окружающему миру «Тело человека» Цель: Сформировать первые понятия о своем теле, организме. Помочь детям осознать себя как человека, находить общее с другими людьми. Воспитывать.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лес. Грибы» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лес. Грибы» Задачи: - Расширение представлений детей о лесных грибах;.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лесные ягоды» Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Лесные ягоды" Задачи: -Обобщение и систематизация представлений об изменениях,.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему Знакомство с миром. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий» Программное содержание: познакомить.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы» Задачи: Образовательные -Расширение представлений об аквариумных рыбках; -формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем.

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему «Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки» Организационная информация Примечание 1. Ф. И. О. педагога Байгильдина Филюза Ильдаровна 2. Доминирующая образовательная область Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Одежда русского человека»
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 20:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД